Существенные условия договора поставки по 44 ФЗ

Существенные условия контракта по 44-ФЗ: что к ним относится и можно ли их изменять?

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В этой статье мы с вами рассмотрим какие условия контракта по 44-ФЗ относятся к существенным, а также можно ли их изменить в случае необходимости. Этот вопрос волнует, как поставщиков, так и Заказчиков, поэтому данная статья будет одинаково полезна обеим сторонам.

Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?

Если обратиться к 44-ФЗ, то в нем отсутствует четкое указание на то, какие условия контракта могут считаться существенными. Эта информация содержится лишь в Гражданском кодексе РФ.

Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом существенными условиями контракта (сокращенно СУК) являются такие условия, без которых документ считается недействительным, а также в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.

Что можно отнести к таким условиям?

Это:

  1. Цена;
  2. Срок действия контракта;
  3. Срок выполнения обязательств;
  4. Предмет контракта (наименование товаров, работ или услуг);
  5. Количество товара, объем работ (услуг);
  6. Порядок и сроки оплаты;
  7. Ответственность поставщика и Заказчика (размер штрафных санкций);
  8. Иные требования, имеющие существенное значение в контексте заключенного договора.

В ч.1 ст.34 44-ФЗ сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением (приглашением принять участие в закупке), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. Соответственно, условия указанные во всех этих документах также относятся к СУК.

Также в п.2 письма МЭР № Д28и-2286 от 03.08.2015 года по поводу СУК сказано следующее:

“Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.”

Для того, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций с поставщиками некоторые Заказчики прямо прописывают в договоре, какие условия являются существенными и не подлежат изменению.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

По общему правилу изменение СУК по 44-ФЗ не допустимо. Однако в ст.95 44-ФЗ перечислены случаи, в которых допускается изменение таких условий по соглашению сторон. Главное, чтобы такая возможность была предусмотрена Заказчиком в документации о закупке и самом договоре.

Итак, что же можно изменить?

  1. Цену договора по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий договора;
  2. Цену договора, если не более чем на 10% изменяется количество товара, объем работы или услуги;
  3. Цену договора, если изменились регулируемые тарифы (газ, свет, вода, теплоснабжение);
  4. Цену, количество товара (объем работы или услуги), сроки выполнения, если казенному учреждению уменьшили лимиты;
  5. Цену договора при изменении перечня услуг при лечении гражданина РФ за границей;
  6. Количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право Заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.
  7. Качество, технические и функциональные характеристики товара в сторону их улучшения.

Важный момент! Нельзя вносить изменения в договор на стадии его подписания. Такие изменения вносятся лишь на стадии его исполнения путем подписания сторонами дополнительного соглашения.

Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе Заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Согласно ч.4 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей; на юридических лиц — 200 000 рублей.

Согласно ч.5 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

Как вы понимаете, изменение и нарушение условий, указанных в договоре, дело очень серьезное. Поэтому к решению таких вопросов нужно подходить с большой ответственностью.

На этом наша статья подошла к концу. Если информация была для вас полезной, ставьте лайки, делайте репосты и делитесь этой информацией со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Энциклопедия решений. Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ

Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ

Из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ прямо следует, что контракты, заключаемые в соответствии с этим Законом, в том числе государственные и муниципальные (см. п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), являются гражданско-правовыми договорами. Поэтому ко всем договорам (контрактам), заключаемым заказчиками, руководствующимися Законом N 44-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем нормы Закона N 44-ФЗ являются специальными, а потому имеют приоритет над общими (см. определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О). Соответственно, нормы Гражданского кодекса РФ применяются к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами этого Закона. Аналогичные разъяснения даны в ответе на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889.

Как следует из п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ, стороны договора свободны в определении его условий, за исключением случаев противоречия закону и случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными же условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Как видно из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, предметом контрактов является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества). Также Закон N 44-ФЗ содержит требования к содержанию контракта, как сведенные в единую ст. 34 Закона N 44-ФЗ, так и вытекающие из иных общих норм этого Закона.

Следует учитывать, что ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ введено единое требование: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (далее — извещение) или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент), документацией о закупке (далее — документация), заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда в соответствии с этим Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Фактически это исключение касается только заключения контракта с единственным контрагентом. Это видно и из того, что указанное общее требование продублировано в нормах, касающихся заключения контрактов по итогам конкурентных способов закупки (процедур определения контрагента) (см. ч.ч. 1, 5 ст. 54, ч.ч. 2, 6 ст. 70, ч.ч. 11, 14 ст. 78, ч. 17 ст. 83, ч. 4 ст. 91 Закона N 44-ФЗ).

Заключение контракта с нарушением объявленных условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 1, 2 ст. 7.32 КоАП РФ.

— наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которые предусматривают указание характеристик и идентифицирующих признаков объекта закупки;

— количество товара, являющегося предметом контракта, либо, как мы полагаем, объем работ или услуг, подлежащих выполнению или оказанию по контракту (подробнее аргументация изложена в отдельном материале);

— место доставки товара, являющегося предметом контракта, место выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта;

— сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг;

— цена контракта (в норме указывается на начальную (максимальную) цену контракта, далее — НМЦК).

При этом положения ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ о заключении контракта на условиях, предусмотренных как извещением или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией, так и заявкой, окончательным предложением участника закупки, по нашему мнению, касаются наименования и описания объекта закупки и цены контракта — положений, которые в принципе могут изменяться по сравнению с указанными в извещении и документации при любых конкурентных способах закупки (см. п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 3 ст. 66 и ч. 4 ст. 68, п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 73, п. 2 ч. 2 ст. 88 и ч. 3 ст. 90 Закона N 44-ФЗ). (Подробнее вопросы об определении объекта закупки и цены контракта рассмотрены в отдельных материалах).

Вышеуказанным п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ к условиям контракта отнесены также сведения об источнике финансирования. Однако, по нашему мнению, это является ошибкой юридической техники, поскольку таковые сведения не могут быть отнесены к условиям контракта. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Не относится к условиям контракта, но в силу ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ обязательно включается в любой контракт, в том числе заключаемый с единственным контрагентом (см. письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N Д28и-623), информация об идентификационном коде закупке.

Кроме того, ст. 34 Закона N 44-ФЗ указывает на необходимость включения в любой контракт (за исключением указанных ниже) следующих обязательных условий:

— о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч.ч. 13, 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— об ответственности заказчика и контрагента (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), фактически здесь речь идет о ряде условий — об ответственности заказчика и об ответственности контрагента, причем за разные нарушения условий контракта.

Внимание

Также согласно ст. 34 Закона N 44-ФЗ некоторые условия обязательно включаются в отдельные категории контрактов:

— условие об обязанности контрагента предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших с ним договор или договоры, цена которого или общая цена которых превышает 10% цены контракта, включается в контракт НМЦК которого превышает размер, установленный Правительством РФ (ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— условие о банковском сопровождении контракта включается в контракт в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона N 44-ФЗ (ч. 26 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— условие о сроках возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта, однако из этого правила ч.ч. 2, 2.1 и 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ установлены исключения, в том числе случаи, когда требование об обеспечении контракта само по себе является условием договора, включаемым по усмотрению заказчика;

— дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки включается в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями ст. 19 Лесного кодекса РФ (ч. 28 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

По усмотрению заказчика в контракт включаются условия:

— о гарантиях качества товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);

— о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Требования к содержанию этого условия вытекают из ч.ч. 8 — 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Следует также иметь в виду существование типовых контрактов, типовых условий контрактов, которые на основании ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом», Госкорпорацией «Роскосмос», размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством РФ (см. Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606).

Согласно самой ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотренные ею типовые контракты, типовые условия контрактов не применяются в случаях, указанных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

По нашему мнению, все вышеперечисленные требования должны применяться не только к контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но и к иным контрактам, на заключение которых распространяется действие Закона N 44-ФЗ по общему правилу: на аренду имущества, приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и т.п. (см. отдельный материал по данному вопросу). Безусловно, что при этом ряд требований могут быть применены только с поправками, вытекающими из существа предмета соответствующего контракта.

Кроме того, в любом случае должны учитываться нормы Гражданского кодекса РФ, определяющие существенные условия отдельных видов договоров (например, применительно к договору лизинга (финансовой аренды) на это указывается в письме ФАС России от 14.07.2014 N АД/28082/14) и устанавливающие содержание тех или иных условий таких видов договоров. Напомним, что условия контракта не могут противоречить закону.

Что относят к существенным условиям госконтракта

Существенные условия государственного контракта по 44-ФЗ — это пункты, которые обязательно включаются в договор по нормам закона. Если они отсутствуют, сделка признается недействительной, а на виновных налагается штраф в размере 3000 рублей (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП).

Положения госконтракта, относящиеся к общим существенным

Ч. 13 ст. 34 закона определяет, что такое существенные условия контракта по 44 ФЗ. Ими являются общие обязательные положения сделок по ГК для договоров определенного типа и специальные условия, прописанные в 44-ФЗ. В проекте отражают обязательные пункты:

  1. Как определяется количество поставляемого ТРУ, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, если закупка выполняется на основании заявок заказчика и объем в них не определен.
  2. Информация о цене сделки и итоговой цене каждого этапа, устанавливаемой пропорционально снижению НМЦК стороной закупки, с которой заключается госконтракт (при исполнении сделки поэтапно).
  3. Какую ответственность несут заказчик и поставщик.
  4. Как и в какие сроки оплачивается товар, работа или услуга. Когда сделка заключается с участником госзакупки, попавшим под антидемпинговые меры, то аванс ему не выплачивается. По общему порядку, сроки оплаты составляют не более 30 дней с момента подписания закупщиком документа о приемке (ч. 7 ст. 94 44-ФЗ). Исключение сделано для закупок с ограничениями, в которых участвуют организации СМП и СОНКО (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ), и ситуаций, когда иные сроки устанавливаются правительством, чтобы обеспечить обороноспособность и безопасность РФ, или срок определяется в специальных нормах.
  5. Как и в какие сроки заказчик принимает товар, работу, услугу. Как и в какие сроки оформляются результаты такой приемки.
  6. Как уменьшается сумма, подлежащая уплате, на обязательные платежи (включая налоги и сборы), связанные с оплатой сделки, если эти платежи в бюджеты уплачивает закупщик. Например, когда поставщик является физическим лицом, заказчику приходится выступать в роли налогового агента, уменьшая цену госзакупки на сумму НДФЛ.
  7. Как обеспечивается исполнение госконтракта (в какие сроки производят возврат обеспечения, если организация-победитель перечислила деньги, в том числе части обеспечения, и т. п,). Исключение сделано для ряда случаев, перечисленных в ч. 27 ст. 34 и ч. 1 ст. 96 закона о госконтрактах.
  8. Как и в какие сроки поставщик предоставляет обеспечение гарантийных обязательств (если такое требование установлено).
  9. Необходимость предоставить новое обеспечение исполнения сделки, если у банковской организации, предоставившей банковскую гарантию для обеспечения исполнения госконтракта, отозвали лицензию. Срок предоставления нового обеспечения — один месяц с момента надлежащего уведомления закупщиком поставщика о такой необходимости. Каждый день просрочки ведет к начислению пени, их размер определен в ч. 7 ст. 34 44-ФЗ.
  10. Информация об источнике финансирования.

В 2020 году госзаказчики, которые получают средства федерального бюджета в случаях, указанных в законе № 459-ФЗ от 29.11.2018, включают в контракт еще одно существенное положение, касающееся казначейского сопровождения полученных целевых средств, а для ряда случаев — казначейского обеспечения обязательств.

Существенные положения, зависящие от вида госконтракта

В таблице собрано, что является существенными условиями контракта по 44 ФЗ для сделок на поставку ТРУ, оказание услуг и выполнение работ.

Какие пункты являются существенными в контракте на поставку товаров Какие пункты являются существенными в контракте на выполнение работ Какие пункты являются существенными в контракте по оказанию услуг
  1. Требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам.
  2. Условие о том, что товар должен соответствовать изображению (если такое требование заявлено в документации).
  3. Требования к состоянию продукции (новое или бывшее в употреблении, после ремонта).
  4. Отсылка к международным непатентованным наименованиям лекарственных средств, а если их нет — к химическим, группировочным наименованиям, когда контракт заключается на поставку лекарственных средств.
  5. Условия, касающиеся гарантии, гарантийного обслуживания срока действия. При поставках машин и оборудования подобные требования предъявляют в обязательном порядке, устанавливают обеспечение гарантийных обязательств.
  6. Сведения о сроках поставки.
  7. Информация, касающаяся количества и места доставки.
  8. Как определяется количество поставляемого товара, объема работ и услуг на основании заявок закупщика при заказе с неопределенным объемом.
  1. Условия, касающиеся технических, качественных и функциональных характеристик работ.
  2. Если закупаются работы, связанные со строительством по п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, и документация по требованиям этой законодательной нормы содержит проектную документацию, в госконтракт не переносятся сведения о функциональных, качественных и экологических характеристиках объекта сделки.
  3. Срок завершения работ.
  4. Место выполнения работ.
  1. Условия, касающиеся качественных, технических и функциональных характеристик услуг.
  2. График оказания услуги.
  3. Место оказания услуги.

Подавляющая часть контрактов состоит из существенных условий. Так, например, заполняется раздел о предмете договора:

Как менять существенные пункты контракта

44-ФЗ позволяет менять то, что относится к существенным условиям контракта по 44 ФЗ, но эти случаи строго оговорены. Существенные положения изменяют только на этапе исполнения, на этапе заключения сделки — нельзя. В госконтрактах корректируют (ст. 95 44-ФЗ):

  1. Снижение цен без изменения объемов.
  2. Изменение не более чем на 10% количества ТРУ.
  3. Регулируемые цены в соответствии с актами РФ.
  4. Улучшение технических, качественных и функциональных характеристик ТРУ.
  5. Изменение по медпоказаниям списка услуг, связанных с лечением граждан РФ за пределами нашего государства.
  6. Прочие основания, указанные в ст. 95 44-ФЗ.

Когда обязательные условия контракта по 44 ФЗ меняют, это отражается в дополнительном соглашении. Более подробно об этом читайте в материале «Как изменить существенные условия госконтракта».

Существенные условия контракта, не подлежащие изменению по 44-ФЗ, — это такие положения, правовые основания для корректировки которых отсутствуют. Например:

  1. Страна происхождения ТРУ, если запрет присутствует в н/п актах по ч. 6 ст. 14 44-ФЗ в рамках национального режима.
  2. Поставщик, за исключением уступки третьему лицу права требования к закупщику об исполнении денежных обязательств (п. 17 обзора практики Президиума Верховного Суда от 28.06.2017).
  3. Предмет госконтракта.
  4. Прочие условия, если не соблюдаются требования по ст. 95 44-ФЗ.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *