СанПИН питьевой режим

Новый СанПиН для школ с изменениями на 2018 год материал на тему

Новый СанПиН для школ с изменениями на 2018 год

СанПиН для школ с изменениями — нормы СанПиН

Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется.

Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.

Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.

Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.

Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.

Требования к помещениям и оборудованию

СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:

  • что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся
  • между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;
  • школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников;
  • кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
  • классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
  • температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
  • часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.

Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.

Требования к организации учебного процесса

Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.

СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

Допускается:

  • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
  • для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

В начале 2018 года были внесены изменения в СанПин для школы

Изменения затронули требования к помещениям и оборудованию:

  • на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников;
  • если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой;
  • не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).

Школьный общепит также должен соответствовать определенных требованиям:

  • свободный доступ к водоснабжению;
  • питьевая вода и продукты питания должны проходить контроль качества;
  • работники столовой дважды в год должны проходить медицинский осмотр и т.д.

Специфика образовательного процесса:

  • количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка;
  • документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
  • учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
  • учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.

Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое дает полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны совершенствовать требования, которые были установлены более ранними законодательными документами.

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования — на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 — 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Математика

Русский (национальный, иностранный язык)

Природоведение, информатика

Русская (национальная) литература

История (4 классов)

Рисование и музыка

Труд

Физическая культура

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Химия

Геометрия

Физика

Алгебра

Экономика

Черчение

Мировая художественная культура (МХК)

Биология

Математика

Иностранный язык

Русский язык

Краеведение

Природоведение

География

Граждановедение

История

Ритмика

Труд

Литература

ИЗО

Физическая культура

Экология

Музыка

Информатика

ОБЖ

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Физика

Информатика, Экономика

Геометрия, химия

История, Обществознание, МХК

Алгебра

Астрономия

Русский язык

География, Экология

Литература, иностранный язык

ОБЖ, Краеведение

Биология

Физическая культура

Требования к водоснабжению и канализации

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 5

2.7. Требования к водоснабжению и канализации

2.7.1. Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.

2.7.2. В общеобразовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация. В случаях отсутствия в населенном пункте канализации и водопровода водоснабжение и способ удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случае согласуется с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

2.7.3. Общеобразовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

2.7.4. Использование в общеобразовательных учреждениях фильтров для очистки питьевой воды согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

2.7.5. Холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета. Учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.

2.7.6. В неканализованных районах общеобразовательные учреждения оборудуются внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.

2.7.7. В неканализованных районах допускается оборудование малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений вместимостью до 50 мест люфтклозетами или выгребами (с организацией вывоза стоков). Не следует выливать в выгреб воду из-под умывальников и после уборки помещений.

2.8. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании

2.8.1. При размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физвоспитанию, столовую или буфет, медпункт или помещение для медицинского обеспечения, административно-хозяйственные помещения, санузлы, рекреации и гардероб. Площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

2.8.2. Сдача в аренду помещений общеобразовательных учреждений другим организациям, индивидуальным предпринимателям осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о безопасности их деятельности для здоровья обучающихся.

2.8.3. Помещения столовой или буфета размещаются на 1 этаже и имеют отдельный выход. В малочисленных учреждениях (с числом обучающихся меньше 100) при отсутствии пищеблока допускается организация питания детей в специально отведенном помещении по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

2.8.4. Спортивный или физкультурный зал размещается на 1 этаже и удален от учебных помещений, учительской и кабинета врача. При спортивном зале устраиваются раздевальные и душевые для мальчиков и девочек, оборудованные вешалками для одежды. При отсутствии возможности оборудовать собственный физкультурный зал допускается использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи общеобразовательного учреждения, при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к спортивным залам.

2.8.5. Медицинский пункт располагается на первом этаже и включает кабинет врача и процедурную.

2.8.6. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

2.8.7. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используются цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

2.8.8. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 7

ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Питьевой режим в школах

29.08.2019 г.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Предъявляются требования к организации питьевого режима: В образовательных учреждениях должно быть Предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

Питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости.

Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребыванияв образовательном учреждении.

Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.

При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой – в обеденном зале и одноразовых стаканчиков – в учебных и спальных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами — для сбора использованной посуды одноразового применения.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.

При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима обучающихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды.

Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.

  • Водопроводящие узлы выполнены из пищевой нержавеющей стали и быстроразъёмных высоконадёжных соединений John Guest.
  • Простота и удобство в эксплуатации т.е. свободный доступ к узлам и деталям при ремонте.
  • Вся продукция сертифицирована, имеется гигиенический сертификат
  • Корпус (нержавеющая сталь AISI 304/AISI 430) от 0,5-2мм.
  • Все узлы и детали питьевого фонтанчика не подвергаются коррозии.
  • Чаша из пищевой нержавеющей стали.
  • Антивандальное исполнение корпуса
  • Рабочее давление: 1,5 – 4 атм.
  • Подключение к системе водоснабжения: труба ½ дюйма
  • Подключение к канализационной системе: со стороны стены (гофра с переходом под канализационную трубу диаметром 50мм.)
  • Оборудование соответствует всем нормативам СанПиН (СанПиН 2.4.2.2842-11 который требует в п.4.7: «Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.»).Имеется возможность дополнительной установки инфракрасного датчика для бесконтактной выдачи воды.

Система очистки:

  1. Механическая фильтрация. Очищает воду от механических примесей – песка, ила, ржавчины и т.п. Состав: нетканый полипропилен 5 мкм
  2. Сорбционный картридж из прессованного активированного угля. Очищает воду от широкого спектра органических и неорганических растворенных примесей (свободного хлора, хлорорганических соединений, пестицидов, нефтепродуктов, тяжелых металлов, иных органических и неорганических соединений), устраняет неприятный запах воды, улучшает ее вкус. Состав: Прессованный (спеченный) активированный уголь из скорлупы кокосового ореха.
  3. Ионообменная смола. Предназначен для умягчения питьевой воды, устранения накипи на нагревательных элементах. Состав: пищевая ионообменная Na-катионитовая смола

Питьевой режим и питание в школьном возрасте

Нередко школьный возраст и начало обучения многое меняет в жизни ребенка, начиная с привычного ритма жизни и заканчивая питанием. Современные дети, много времени проводя в школе, питаются из рук вон плохо, зачастую предпочитая традиционным супам и котлетам фастфуд и различные продукты с высоким уровнем углеводов, пищевых добавок и прочей «химии» — снеки, сухарики, сладкие соки и газировки. В их рационе мало свежих плодов — фруктов с овощами, а также белков, а вот жиров с углеводами намного больше нормы. Не меньше страдает и их питьевой режим, особенно во время уроков и на переменах, когда расходы жидкости повышаются из-за активности. Что нужно знать о правильном питании, как следить за ним родителям?

Как в школьном возрасте питаться правильно?

Прежде всего, для правильного пищеварения в школьном возрасте нужен режим — это правило строго и непреклонно. Все человеческие процессы, в том числе и пищеварение, подчинены суточным ритмам, и важно учитывать это в питании. Обязательны в питании детей как минимум четыре или пять приемов пищи — это завтрак, второй завтрак (перекус в школе), обед, полдник и ужин. Перерывы между приемами пищи у детей не должны быть более трех часов, но при этом не стоит кушать прямо перед сном, после ужина должно пройти не менее двух часов. Школьный возраст подразумевает обязательный завтрак. Нужно утром покушать, ребенок не должен быть голодным по дороге в школу, причем завтрак должен быть плотным и полезным. Бутерброды с чаем в школьном возрасте — это плохой завтрак, правильным будет белковое, углеводистое или молочное блюдо — творог с молоком, каша, омлет, блюдо с макаронами. На перекусы (второй завтрак и полдник) идеальными будут кисломолочные или фруктовые, овощные блюда, допустимы печенье с напитками.

Обеды и ужины детей

Обед должен быть по калорийности и плотности самым объемным, и для детей обязательно он должен быть с первым блюдом и горячим. Пицца с газировкой — это не обед! Это должен быть суп, второе блюдо в виде овощных, крупяных, мясных или рыбных блюд, десерт, и напиток. Именно за обедом потребляется самый большой объем пищи, потом эти объемы к вечеру снижаются. Ужин составляет примерно треть калорийности, а лучше даже четверть суточной нормы. При этом продукты должны быть легко усваиваемыми, белки на ужин — не лучший вариант, мясо усваивается до шести часов! Если это дети школьники, стоит на ужин отдать предпочтение сложным углеводам, овощным или фруктовым блюдам, запеканкам и горячей пище. Важно, чтобы дети много пили жидкости, она участвует в обмене веществ и необходима для правильного пищеварения.

Питьевой режим школьников

Не менее, чем питание, важен и полноценный и правильный питьевой режим. Вода является основным растворителем организма, за счет нее происходит метаболизм и выведение конечных продуктов обмена за счет активной работы почек. Для соблюдения полноценного питьевого режима важно пить в день не менее 1,5-2 литров чистой воды, в зависимости от возраста и массы тела, активности детей. Однако дети предпочитают употреблять сладкие соки, газировки с избытком сахара или иные напитки, в силу чего страдает полноценный обмен веществ, а за счет сахара еще и провоцируется жажда. Это нарушает нормальную работу почек, приводит к обезвоживанию и недомоганиям, вялости. Важно сформировать у детей правильный питьевой режим с самого начала обучения в школе. У них всегда с собой должна быть бутылочка с водой, стоит объяснить вред газировок и соков, сократив их потребление до минимума. Из напитков, кроме воды, стоит отдавать предпочтение компотам, морсам или некрепкому чаю, в том числе и травяному. Обязательны напитки и после приема пищи, они помогают ее усвоению и профилактике запоров.

О потребляемых продуктах: фрукты, фастфуд, конфеты

Конечно, запретный плод сладок и родители не смогут совсем запретить вредные продукты. Но стоит ограничить их потребление, и делать это нужно только после основного приема пищи. Не нужно разрешать ребенку съедать на десерт пол-торта или полкило конфет, но кусочек или пара конфет ему не навредят. Углеводы из шоколадок, конфет и сладостей полезны детям, это источники энергии, но их не должно быть в избытке. Часть углеводов стоит заменить на фрукты, в которых достаточно сахаров — груши, яблоки, бананы, ягоды. И полезно, и вкусно! Свежие плоды, не только в виде фруктов, но и овощей, ягод, должны как можно чаще появляться в рационе детей. Это не только лакомство, но еще и источник клетчатки, полезных углеводов и витаминов, минеральных компонентов, на фоне невысокой калорийности и хорошего насыщения. Свежие фрукты, такие как яблоки, бананы или груши, можно давать ребенку с собой в школу на перекус. Только нужно позаботиться о чистоте рук и самих плодов. Не менее полезны овощи в виде салатов, нарезок и целиком, предварительно тщательно вымытые. Они помогают регулировать пищеварение, активизируют перистальтику и помогают усвоению белков.

Правильное приготовление детского питания

Оцените, каким образом вы готовите блюда для питания детей? Это тоже важно в здоровье пищеварительного тракта, не меньше, чем сам их состав. Откажитесь от жарки в жире и сливочном масле, лучше тушить, запекать или отваривать продукты. Также стоит отказаться от майонеза и других жирных и вредных соусов (кетчупы, острые, соевые). Важно, чтобы в питании ребенка были полноценные белки — это не колбаса и сосиски, а натуральное мясо, птица, рыба и яйцо. Питание может допускать и вегетарианские дни, белковая пища может поступать около 5 дней в неделю, остальные дни могут быть безмясными. Обязательно в питании, если это школьный возраст, должны присутствовать овощи, их должно быть в сутки не менее 300-400 граммов, как в свежем, так и в термически обработанном виде. Не менее важны и фрукты, которые являются источником витаминов и полезных фруктовых кислот. Все эти продукты в рационе помогают ребенку формировать нормальный обмен веществ и полноценно расти и развиваться.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *