Самостоятельное производство исполнителем коммунальной услуги по отоплению

Особенности начисления платы за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения при самостоятельном производстве данных услуг исполнителем

Порядок расчет размера платы для потребителей в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованных теплоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за такую коммунальную услугу, в период до 01 июля 2016 года на территории Свердловской области регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307)

Порядок расчет размера платы для потребителей в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за такую коммунальную услугу, с 01 сентября 2012 года регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В соответствии с положением Правил № 307 и Правил № 354 в плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее – ГВС), произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Следует отметить, что в соответствии с положением п. 40 Правил № 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) ГВС, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил № 354 и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальные услуги отопления и(или) ГВС, предоставленную на общедомовые нужды. Следовательно, начисление платы за указанные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, не проводится отдельно от платы за услуги, потребленные в жилом (нежилом) помещении.

Представлять информацию об услуге по отоплению и (или) ГВС, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) ГВС, в платежном документе необходимо в соответствии с требованиями п. 69 Правил № 354 и с учетом Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.09.2011 № 454 «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению».

В силу действующего законодательства разъяснения по применению Правил № 354 и Правил № 307, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (127994, г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, стр. 1).

  1. Порядок начисления платы за услугу отопления.

В соответствии с положением п. 18 Правил № 307 при производстве тепловой энергии для целей отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитываетсяисходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов натопливо, используемое для производства тепловой энергии.

Следовательно, размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению(при отсутствии централизованного отопления) в соответствии с положением п. 18 Правил № 307 определяется как произведение объема потребленного на отопление общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном дометоплива (Vтi) и тарифа на использованное топливо (Т).

Объем топлива, использованного при производстве коммунального ресурса (тепловой энергии) для целей отопления распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (Vт *Si / Sоб).

Расчет размера платы за коммунальную услугу отопления, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой или в общежитии коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в общем порядке, предусмотренном п. 50, п. 51, п. 52 Правил № 354 по формуле 19 приложения № 2 к Правилам № 354.

Например.

Для производства тепловой энергии для услуги отопления многоквартирного дома в январе 2014 года:

— потреблено 14000,0 куб. метров газа (Vт);

— общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (Sоб) составляет 3800,0 кв. метров;

— общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме (Si) составляет 50,0 кв. метров;

— тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (газ или иное топливо), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации: тариф на природный газ утвержден в размере 3,69 руб./куб. метр.

Следовательно:

Объем топлива (газа), использованного при производстве коммунального ресурса (тепловой энергии) для целей отопления i-го жилого помещения (квартиры) общей площадью 50,0 кв. метров в многоквартирном доме с общей площадью всех жилых и нежилых помещений 3800,0 кв. метров составит (Vтi):

Vтi =14000,0 куб. метров 50,0 кв. метров / 3800,0 кв. метров =

= 184,2105 куб. метров.

Размер платы собственника (пользователя) i-го жилого помещения (квартиры) общей площадью 50,0 кв. метров за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную в январе 2014 года, составил (Рio):

Рio = 184,2105 куб. метров 3,69 руб./куб. метр = 679,74 руб.

В платежном документе исполнитель коммунальных услуг в строке «Отопление» (графа «Виды услуг)» в соответствующих графах указывает:

— наименование топлива (например, газ), использованного при производстве коммунального ресурса (тепловой энергии) для целей отопления i-го жилого помещения (квартиры), нежилого помещения (общей площадью 50,0 кв. метров);

— объем топлива, использованного при производстве коммунального ресурса для целей отопления (газ — 184,2105 куб. метров);

— единицу измерения топлива (газ — куб. метров);

— тариф на топливо (газ — 3,69 руб./куб. метр);

— начислено за расчетный месяц, руб. (679,74 руб.).

  1. Порядок начисления платы за услугу горячего водоснабжения.

В соответствии с положением п. 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугуосуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению(далее — использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа(цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения № 2 к Правилам № 354 как сумма 2 составляющих:

— произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

— стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.

Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил № 354 определяется по формуле 20:

,

где:

— объем (количество) горячей воды, определенный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил № 354;

— тариф на холодную воду, использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— объем v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованный за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

— тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расчет размера платы за коммунальную услугу ГВС, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой или в общежитии коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в общем порядке, предусмотренном п. 50, п. 51, п. 52 Правил № 354 по формуле 21 приложения № 2 к Правилам № 354.

Например.

В многоквартирном доме исполнитель коммунальных услуг осуществляет производство горячей воды (с использованием поставляемой ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии).

В сентябре 2014 года:

— использовано на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению 49,35 Гкал тепловой энергии (Vкрv);

— объем (количество) горячей воды, определенный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) помещении в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 42 Правил № 354, составил 5,0 куб. метров (Vгвi);

— объем (количество) горячей воды, определенный (потребленный) за расчетный период во всех жилых помещениях (квартирах) и нежилых помещениях в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил № 354, составил 844,0 куб. метров (∑Vгвi);

— тариф на холодную воду (далее -ХВ), использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по ГВС, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (Тхв) составил 20,27 руб./куб. метр;

— тариф на тепловую энергию (коммунальный ресурс), использованную за расчетный период при производстве коммунальной услуги по ГВС, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации составил 1486,94 руб./Гкал (Vкрv).

Следовательно:

Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил № 354 составляет:

Ргвi = 5,0 куб. метров20,27 руб./куб. метр +

+ ∑ (49,35 Гкал 5,0 куб. метров 1486,94 руб./Гкал / 844,0 куб. метров) =

= 101,35 руб. (за ХВ) + 434,72 руб. (за нагрев ХВ) =

= 536,07 руб. (за услугу ГВС).

В платежном документе исполнитель коммунальных услуг в строке «ГВС» (графа «Виды услуг»), согласно формуле 20 приложения № 2 к Правилам № 354 и п. 69 Правил № 354, выставляет двумя строками в соответствующих графах:

— наименование ресурса (вторая составляющая) коммунальный ресурс, использованный для подогрева ХВ для целей ГВС (тепловая энергии, газ, электрическая энергия), отнесенный на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленной за расчетный период в таком помещении, единица измерения ресурса (0,29236 Гкал), тариф на ресурс (тариф на тепловую энергию 1486,94 руб./Гкал); начислено за расчетный месяц, руб. (434,72 руб.).

  1. Порядок определения объемов коммунальных ресурсов, использованных при производстве услуг отопления и (или) ГВС («разделение ресурсов по услугам»).

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения.

При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета — как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета.

Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.

Исполнитель коммунальных услуг должен определить удельный расход коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели ГВС, а также общий объем оказанных коммунальных услуг (произведение этих двух величин и даст искомый объем коммунального ресурса).

Обращаем внимание, что в соответствии с требованиями подп. «е» п. 31 Правил № 354 при определении размера платы за услуги отопления и/или горячего водоснабжения и определении объемов использованных соответствующих коммунальных ресурсов за расчетный период, исполнитель коммунальных услуг обязан:

— при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета,

— предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета,

— обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

Управление рекомендует порядок расчета удельного расхода коммунального ресурса и начисления платы в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (применительно к конкретному дому и оборудованию) оформить исполнителем коммунальных услуг документально и утвердить уполномоченным лицом исполнителя коммунальных услуг. Такой документ не должен противоречить действующим Правилам № 354 и Правилам № 307 и является обязательным для применения при начислении платы утвердившим его исполнителем коммунальных услуг.

Вопрос: В многоквартирном доме установлен индивидуальный тепловой пункт (ИТП), который используется для подготовки горячей воды в целях оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению.

Для своей работы ИТП потребляет определенное количество электроэнергии. Количество этой электроэнергии фиксируется отдельным прибором учета.

При этом п. 54 Правил № 354 не разрешает учитывать стоимость этой электроэнергии в составе платы за ГВС, так как абз. 5 данного пункта требует при расчете платы за ГВС использовать формулы 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам № 354, а данные формулы оперируют только суммой 2 составляющих: тепла и холодной воды.

Прошу разъяснить, кто должен оплачивать стоимость электроэнергии, затраченной ИТП?

Может ли она рассматриваться как ресурс, затраченный на содержание общего имущества МКД?

Если да, то входит ли эта электроэнергия в состав норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды?

Ответ: Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение от 09.07.2019 N 116108 (вх. Минстроя России от 10.07.2019 N 26393-ОГ) и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее — использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Поскольку в указанном случае индивидуальный тепловой пункт используется для подготовки горячей воды в целях оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, электроэнергия, потребляемая индивидуальным тепловым пунктом, не может рассматриваться как ресурс, затраченный на содержание общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с пунктом 9.2. статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, оплате подлежит объем коммунального ресурса, зафиксированный коллективным (общедомовым) прибором учета.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Начальник отдела управления
жилищным фондом и ОГЖН
Л.Р. Егорова

Спорные вопросы заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями

В апреле 2020 года исполняется два года закону, сделавшим возможным предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией (РСО), региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Два года – достаточный срок для того, чтобы подвести некоторые итоги работы выстроенного государством правового механизма.

За кем сохраняется статус исполнителя?

Один из самых спорных вопросов, возникающих при прямых договорах с РСО – кто будет выполнять тут функционал исполнителя коммунальной услуги, который прописан в законе.
До реализации механизма прямых договоров действовала следующая схема предоставления коммунальных услуг: потребитель (первое звено), затем исполнитель (срединное второе звено), затем РСО (третье звено – поставщик ресурса).
В законе роль исполнителя определена предельно четко: исполнитель – это «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги» (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
То есть, исполнитель это тот, кто предоставляет коммунальные услуги. В законе не сказано про то, что исполнителем может не быть РСО. И более того, формулировка ст. 157.2 ЖК РФ говорит о том, что предоставление коммунальных услуг осуществляется РСО и региональным оператором по обращению с ТКО. Поэтому именно эти организации являются исполнителем.
Почему возникают споры о том, кто исполнитель? Потому что за исполнителем числится большой объем обязанностей, установленных в Правилах № 354. В их числе, например:

— ввод прибора учета в эксплуатацию
— ведение коммерческого учета (сбор показаний)
— контроль несанкционированного вмешательства и подключения к приборам учета
— ограничение предоставления коммунальных услуг
— десятки иных обязанностей, установленных в п. 31 Правил № 354.
В ситуации перехода на прямые договора обязанности исполнителя переходят на РСО, которые крайне неохотно их исполняют. Многие РСО считают, что они не являются исполнителями коммунальной услуги соответствующего вида, а занимаются только сбором денег за поставленный ресурс. Это позиция является ошибочной и может быть обжалована в жилищной инспекции субъекта в порядке ст. 20 ЖК РФ.

Прямые договора и ИТП

Довольно интересная ситуация складывается с предоставлением коммунальной услуги в случае наличия в доме индивидуального теплового пункта (ИТП). В этой ситуации в дом идет одна труба с коммунальным ресурсом в виде тепловой энергии. А горячая вода готовиться на оборудовании, которое обслуживает управляющая домом организация.
Первоначально в 2018 году позиция Минстроя России строилась на том, что заключать прямые договора в случае наличия в доме ИТП – нельзя.
Например, в Письме Минстроя России от 07.05.2018 № 20237-ОГ/04 «О коммунальной услуге по отоплению и горячему водоснабжению» в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 ЖК РФ, заключен быть не может, поскольку в данном случае РСО предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги.
В 2019 году Минстрой России изменил свое мнение и указал, что при наличии в доме ИТП между РСО и потребителями коммунальных услуг подлежит заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергии для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное (Письмо Минстроя России от 04.02.2019 № 3080-ОО/06 «О коммунальной услуге по отоплению и горячему водоснабжению»).
Таким образом, вариант повестки для общего собрания в этом случае может иметь такой вид: «О принятии решения о заключении с 1 июня 2020 года собственниками помещений МКД, действующими от своего имени договора, содержащего положения о снабжении тепловой энергии для подогрева горячей воды в целях горячего водоснабжения и договора холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения».
В целом запрета на заключение прямых договор на теплоноситель при наличии в доме ИТП в ст. 157.2 ЖК РФ – не содержится. Таким образом, такая практика имеет право на существование.
Однако четкого ответа на вопрос о том, кто будет являться исполнителем в случае наличия в доме ИТП и прямых договоров, на наш взгляд нет и компромисс нужно искать с теплоснабжающей организацией.

Кто ведет коммерческий учет

РСО полностью демотивированы вести коммерческий учет. Смысл прямых договоров в текущей конструкции задумывался только с одной целью: чтобы РСО всегда могло получить свои деньги. Все свои небалансы по индивидуальным приборам учета (ИПУ) РСО перекинет на управляющую домом организацию, которая обязана оплатить в полном объеме общедомовое потребление за вычетом индивидуального.
Поэтому никакой мотивации налаживать коммерческий учет и искать тех, кто «ворует» воду и вешает магниты – у РСО нет. Более того, РСО даже заинтересована в том, чтобы коммерческий учет по ИПУ велся некачественно, потому что это позволит относить все небалансы по коммунальному ресурсу на содержание общего имущества (КР на СОИ) на одно лицо и взыскивать с него эти деньги.
При действующем законодательстве, написанном исключительно в пользу РСО – никакого изменения ситуации с коммерческим учетом не предвидится. Тем не менее, закон исходит из того, что показания от потребителей принимает то, кому они передаются. Минстрой России указывает, что управляющая домом организация выступает в качестве некого «единого окна» для разбора жалоб и проблем с поставкой коммунального ресурса.
В соответ. с п. 11 ст. 161 ЖК РФ, при прямых договорах управляющая домом организация обязана предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях ИПУ (при предоставлении таких показаний управляющей домом организации).
А исходя из положений п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, РСО обязаны предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, информацию о показаниях ИПУ управляющей домом организации.
Таким образом, коммерческий учет может вестись как управляющей домом организацией, так и РСО. Конечно же, коммерческий учет ведется лучше, если его осуществляет тот, кто управляет домом, т.к. это лицо будет заинтересовано в низком КР на СОИ.

Как исчислять долг по договорному объему потребления?

Еще один важный вопрос о том, как исчислять две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, которые выступают основанием для перевода МКД на прямые договора по инициативе РСО (п. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).
Определением Верховного суда РФ по делу № 305-ЭС19-18374 от 02.12.2019 г. указано, что среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется РСО путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения за 12 месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на 12.
В случае, если договор ресурсоснабжения исполнялись менее 12 месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев их действия.

Кто ответит за грязную воду и не вывезенный мусор: госжилнадзор

В конце 2019 года прошла новость о том, что Государственная дума считает вредной идею не оплачивать некачественные коммунальные услуги. Поскольку в 90% случаях они некачественны по вине РСО, такая позиция законодательного органа является еще одним подтверждением лояльности законодателя по отношению к РСО.

При прямых договорах РСО является исполнителем коммунальных услуг и ее деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами № 354, нарушение ресурсоснабжающей организацией порядка начисления платы за коммунальные услуги будет являться нарушением положений названных Правил. Данное обстоятельство будет являться основанием для принятия жилищной инспекцией мер реагирования в рамках осуществления жилищного надзора. Такая позиция приведена в Письме Минстроя России от 04.05.2018 № 20073-АЧ/04.
Тем не менее, при прямых договорах ответственность за некачественные коммунальные услуги относятся на РСО, если причины проблем не связаны с общим имуществом МКД (т.е. проблема в самом поставляемом в МКД коммунальном ресурсе).
Прямые договора и положения ст. 157.2 ЖК РФ – это большая и сложная тема и мы будем с ней разбираться в других материалах блога компании «Инфокрафт».
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *