Предоставление промежуточного ликвидационного баланса в налоговую

Содержание

Промежуточный баланс при ликвидации ООО

Закрытие организации – процедура сложная и включает в себя сразу несколько обязательных этапов. Одним из них является составление промежуточного ликвидационного баланса. Без него закрыть предприятия в установленном законом порядке не получится.

Что такое промежуточный баланс

По своей сути промежуточный баланс – это своего рода отчет о финансовом состоянии закрывающегося предприятия, который составляется на тот момент, когда срок по предъявлению кредиторами требований о погашении задолженностей подошел к концу.

Иными словами, после составления и сдачи промежуточного баланса, контрагенты не могут предъявить претензии к организации на взыскание долговых обязательств, за исключением тех случаев, когда это происходит в судебном порядке.

Промежуточный баланс показывает все требования, которые предъявлялись к организации по части долгов в период процесса закрытия предприятия, а также отражает операции по их удовлетворению. Кроме того, в нем содержатся сведения об имущественных активах компании, которые позволяют сделать вывод о платежеспособности ООО для погашения оставшихся долговых обязательств.

Грамотное составление промежуточного баланса играет крайне большую роль. Оно позволяет оценить собственникам организации реальное положение финансовых дел, а также продумать методы реализации оставшегося имущества, если возникнет таковая потребность.

Кому нужен промежуточный баланс

Промежуточный ликвидационный баланс необходим всем юридическим лицам в период их закрытия, причем неважно, по какой причине: в добровольном ли порядке или в результате банкротства предприятия. Составляться он может как по инициативе собственников компании, так и по решению других заинтересованных сторон в судебном порядке (к примеру, налоговых органов, кредиторов и т.д.)

Сколько раз нужно составлять промежуточный баланс

В подавляющем большинстве случаев, промежуточный баланс составляется единожды и является одновременно окончательным ликвидационным, но иногда приходится делать его несколько раз. Например, в таких ситуациях, когда:

  • выездная налоговая проверка обнаруживает в документации фирмы несоответствие некоторых сведений фактическому положению дел;
  • ликвидация по каким-либо причинам затягивается и проходит дольше полагающегося по закону срока;
  • кредиторы предъявляют должнику свои финансовые претензии после утверждения промежуточного баланса. Но это возможно только тогда, когда эти претензии признаны либо арбитражным судом, либо ликвидационной комиссией.

Кто должен заниматься составлением промежуточного баланса

Как правило, в организациях этим занимаются:

  • сотрудники бухгалтерских, финансовых и экономических отделов;
  • непосредственно руководитель предприятия при наличии необходимых навыков;
  • ликвидатор;
  • иные уполномоченные лица.

Если промежуточный ликвидационный баланс составляется в процессе процедуры банкротства юридического лица, то он обязательно должен быть утвержден конкурсным управляющим. В случаях обычного закрытия предприятия утверждать его должна ликвидационная комиссия.

После того, как промежуточный баланс будет составлен и утвержден, то есть все активы и пассивы закрывающегося предприятия учтены, необходимо окончательно погасить имеющиеся долговые обязательства. Затем, то имущество и финансы, которые останутся у компании могут спокойно распределяться между учредителями юридического лица, сообразно их долевому участию либо иным способом, прописанном в законодательстве или Уставе организации.

Как составлять промежуточный баланс: основные моменты

Ликвидационный промежуточный баланс выглядит в виде специальной таблицы, в ячейках которой отображаются активы и пассивы, а также точные суммы денежных средств и счета, на которых они содержатся.

Составлять промежуточный баланс можно как в электронном, так и в бумажном виде.

Если говорить тезисно, то промежуточный баланс должен обязательно включать в себя следующие подробные сведения:

  • об активах и пассивах компании;
  • о ее имуществе;
  • о текущих кредиторских долгах;
  • о существующих дебиторских долгах.

По финансовой части существует перечень пунктов, которые должны также обязательно присутствовать в промежуточном балансе:

  • данные об уставном капитале – на момент закрытия он должен быть ровно таким, каким был указан в уставе юридического лица во время его постановки на государственный учет;
  • информацию о займах и кредитах. Здесь должны быть указаны все кредиторы предъявившие свои финансовые претензии в течение двухмесячного срока с момента объявления о закрытии предприятия. Напротив каждого из них необходимо написать о том, какое решение принято по данному долгу, в частности, погашен он или кредитору отказано в его возмещении;
  • все о заработной плате, в том числе премиях, компенсациях за отпуск, различных пособиях и материальной помощи, выплачиваемых сотрудникам;
  • доходы. Здесь должна содержаться информация обо всех доходах, в том числе тех деньгах, на которые кредиторы не предъявили свои требования;
  • внеоборотные средства и убытки.

ФАЙЛЫ
Скачать бланк ликвидационного промежуточного баланса .xlsСкачать образец составления ликвидационного промежуточного баланса .xls

Пример составленного промежуточного ликвидационного баланса показан ниже:

Кроме того, в промежуточный баланс должны быть включены находящиеся в собственности предприятия сооружения и здания, транспортная техника и спецтехника, оборудование, объекты незавершенного строительства, а также другие имущественные материальные активы.

Передача промежуточного баланса в налоговую инстанцию

Сначала следует сказать о том, что данный вид баланса нужно подавать налоговикам не позднее трех дней с момента его утверждения. Перед тем как сдавать ликвидационный промежуточный баланс в налоговую службу, необходимо подготовить и приложить к нему несколько документов:

  • акт по оценке имущества юридического лица;
  • копию публикации в СМИ о закрытии предприятии;
  • протокол собрания учредителей;
  • уведомление об утверждение промежуточного баланса либо ликвидационной комиссией, либо конкурсным управляющим.

Хорошо, если промежуточный баланс будет сопровожден пояснительной запиской, которую можно написать в свободной форме с подробными комментариями по наиболее сложным пунктам.

По итогам изучения промежуточного баланса специалисты налоговой службы могут принять решение о проведении выездной проверки. На этой случай нужно обязательно подготовить учредительные документы и их копии, первичную бухгалтерскую документацию, все налоговые декларации за последние несколько отчетных периодов, а также производственные приказы и иные кадровые документы.

Если баланс имеет нулевые показатели, то, скорее всего никакой налоговой проверки не последует.

Подводя итог, можно сказать, что промежуточный ликвидационный баланс является важнейшим механизмом контроля за финансовым состоянием закрывающейся организации на завершающем этапе ее деятельности. Также он позволяет оценить величину задолженности предприятия перед различными кредиторами и его платежеспособность. В зависимости от выводов, которые следуют из данных, приведенных в промежуточном балансе, предприятие может либо переходить к последней стадии закрытия, либо начать реализацию имущества через открытые торги для погашения всех оставшихся долговых обязательств.

Какие отчеты сдавать при ликвидации ООО?

Ликвидация ООО — сущность процесса

Как сдавать последнюю бухгалтерскую отчетность?

Как происходит сдача налоговой отчетности при ликвидации ООО?

Как отчитываться по работавшим в ООО сотрудникам при завершении деятельности?

Итоги

Ликвидация ООО — сущность процесса

Общества с ограниченной ответственностью могут быть ликвидированы по разным причинам. Возможна добровольная ликвидация, когда участники в силу каких-то причин приняли решение поставить точку в деятельности организации.

О том, какие сроки установлены для добровольной ликвидации ООО, можно узнать из статьи.

Бывает, что происходит ликвидация по решению суда. Например, когда стоимость чистых активов компании оказывается меньше, чем размер уставного капитала. Или компанию ликвидируют (также по решению суда) в результате проведения процедуры банкротства.

Результат ликвидации — это исключение общества из Единого госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Но в процессе завершения деятельности организация обязана отчитаться и в налоговую, и в Пенсионный фонд, и в Фонд соцстраха. Рассмотрим подробнее, как это происходит на практике.

Как сдавать последнюю бухгалтерскую отчетность?

Для организаций, прекращающих свою деятельность, последним отчетным годом будет являться год с 1 января по дату исключения из ЕГРЮЛ. При этом бухгалтерская финансовая отчетность составляется на дату, предшествующую дате исключения из госреестра.

Основанием для составления самой последней бухотчетности — ликвидационного баланса — являются промежуточный ликвидационный баланс и данные о фактах хоздеятельности, произошедших за период с даты утверждения промежуточного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • составляется ликвидационной комиссией после окончания срока предъявления требований кредиторами;
  • содержит данные об активах ликвидируемого юрлица, перечне требований кредиторов, результатах их рассмотрения и перечне удовлетворенных требований;
  • утверждается учредителями или органом, принявшими решение о ликвидации.

Передается промежуточный ликвидационный баланс в налоговую вместе с уведомлением о ликвидации юрлица по форме Р15001.

Подготовить окончательный ликвидационный баланс можно после того, как ООО рассчитается по своим долгам перед партнерами, бюджетом, работниками и пр. В него попадает информация об имуществе, которое осталось для распределения между участниками.

Окончательный ликвидационный баланс должен быть представлен налоговикам вместе с заявлением о госрегистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001.

Как происходит сдача налоговой отчетности при ликвидации ООО?

Налоговые декларации, по которым компания отчитывалась при ведении своей деятельности, нужно сдавать и при ликвидации. Декларации можно сдать в комплекте с промежуточным ликвидационным балансом, но только в том случае, если есть уверенность, что объекты налогообложения будут отсутствовать. Если же такой уверенности нет, то отчеты налоговикам лучше передать вместе с окончательным ликвидационным балансом.

Как уже было сказано, для ликвидируемых ООО последний отчетный год — период с 1 января до даты исключения общества из ЕГРЮЛ. Вся налоговая отчетность компании должна быть сдана в срок не позднее даты внесения записи о ликвидации.

СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ! При прекращении деятельности есть особенности в заполнении кодов отчетного периода. Например, в декларации по налогам на прибыль и имуществу должно быть указано значение «50» — это и будет означать, что декларация подается за последний налоговый период ликвидируемого общества.

Больше о значениях кодов отчетного периода, указываемых в налоговых отчетах, узнайте из материала «Основные коды налогового отчетного периода по декларациям».

Как отчитываться по работавшим в ООО сотрудникам при завершении деятельности?

В процессе сворачивания бизнеса обычно происходит увольнение сотрудников компании. Как только они будут уволены и с ними будут произведены все расчеты, обществу нужно отчитаться перед Пенсионным фондом и Фондом соцстраха по формам СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М и 4-ФСС соответственно, а также передать в налоговую инспекцию единый расчет по страховым взносам. На всех указанных отчетах должна быть проставлена отметка «Прекращение деятельности».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все указанные расчеты компания должна сдать до подачи заявления Р16001.

Также в качестве налогового агента общество должно сдать в налоговую справки 2-НДФЛ по всем работникам и 6-НДФЛ за период с начала года и до момента прекращения деятельности.

Полезную информацию о том, для каких целей предназначена справка 2-НДФЛ, можно найти в статье.

Итоги

При прекращении деятельности общество с ограниченной ответственностью сдает все необходимые декларации по налогам в соответствии с имеющимися объектами налогообложения. Также необходимо отчитаться по доходам сотрудников в качестве налогового агента и страховым взносам в качестве плательщика таких взносов. В ПФР следует сдать сведения персонифицированного учета. Завершающим процесс ликвидации отчетом является ликвидационный баланс, который и ознаменует собой окончание деятельности ООО.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Промежуточный ликвидационный баланс в 2020 году

Что это такое

Ликвидационный баланс – это бухгалтерский баланс, который составляется в процессе ликвидации ООО с целью определения фактического имущественного состояния дел ликвидируемого предприятия.

Ликвидационный баланс бывает промежуточным и окончательным.

Промежуточный ликвидационный баланс оформляется по истечении 2-х месяцев со дня публикации в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации (если только ликвидационной комиссией не был установлен больший срок для предъявления требований со стороны кредиторов).

Предварительная подготовка данных и само составление промежуточного баланса из-за его определенной специфики обычно ложатся на плечи работников бухгалтерии. Хотя формально по закону эту процедуру должна выполнять ликвидационная комиссия.

Форма (бланк) промежуточного ликвидационного баланса

На 2020 год установленной формы промежуточного ликвидационного баланса для коммерческих организаций не установлено (кроме банков и бюджетных учреждений). Поэтому её необходимо разработать самостоятельно.

За основу обычно берут рекомендованную в таких случаях форму №1 «Бухгалтерский баланс».

Разработанный бланк промежуточного ликвидационного баланса вы можете бесплатно скачать по этой ссылке.

Порядок составления промежуточного ликвидационного баланса

Помимо финансовых показателей промежуточный ликвидационный баланс обязательно должен содержать:

1. Сведения о составе имущества организации

В промежуточный ликвидационный баланс необходимо включить (при наличии) данные об имуществе:

  1. Перечень машин, оборудования и других основных средств с указанием:
    • инвентарного номера объекта;
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • марки;
    • года ввода в эксплуатацию;
    • фактического износа;
    • их остаточной стоимости.
  2. Перечень зданий и сооружений с указанием:
    • инвентарного номера объекта;
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • года ввода в эксплуатацию;
    • фактического износа;
    • их остаточной стоимости.
  3. Перечень объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием:
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • года начала строительства;
    • фактически выполненного объема;
    • их балансовой стоимости.
  4. Перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием:
    • наименований долгосрочных финансовых вложений;
    • их стоимости по активу баланса.
  5. Перечень нематериальных активов с указанием:
    • наименований нематериальных активов;
    • их стоимости по активу баланса.
  6. Перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием:
    • производственных запасов;
    • животных на выращивании и откорме;
    • незавершенного производства;
    • расходов будущих периодов;
    • готовой продукции;
    • товаров;
    • НДС по приобретенным ценностям;
    • прочих запасов и затрат;
    • денежных средств;
    • расчетов;
    • прочих активов (в том числе указываются отгруженные товары).
  7. Расчеты с дебиторами:
    • за товары, работы и услуги;
    • по векселям полученным;
    • с дочерними организациями;
    • с бюджетом;
    • с персоналом;
    • по прочим операциям;
    • с прочими дебиторами.
  8. Авансы, выданные поставщиками и подрядчиками.
  9. Краткосрочные финансовые вложения.
  10. Денежные средства:
    • касса;
    • расчетные счета;
    • валютные счета.

2. Перечень требований, предъявленных кредиторами и результаты их рассмотрения

При заполнении перечня требований, предъявленных кредиторами указывается:

  • наименование кредитора (в порядке очередности);
  • сумма задолженности;
  • решение об удовлетворении.

В отдельной графе необходимо отразить результаты рассмотрения требований кредиторов ликвидационной комиссией.

Примечание, вышеперечисленную информацию можно включить непосредственно в сам баланс, а можно оформить в виде приложения (скачать образец) составленного в произвольной форме (акт, протокол и т.д.).

При составлении промежуточного ликвидационного баланса обычно используются данные последнего бухгалтерского баланса, оформленного до принятия решения о ликвидации.

Промежуточный ликвидационный баланс может составляться неоднократно.

После составления промежуточного ликвидационного баланса

После того как промежуточный ликвидационный баланс составлен, его должны утвердить лица принявшие решение о ликвидации. Для этого им требуется оформить протокол (решение) об утверждении или проставить соответствующие отметки прямо на балансе.

Как только промежуточный баланс будет утвержден, в налоговую инспекцию необходимо предоставить:

  • нотариально заверенное уведомление по форме Р15001;
  • промежуточный ликвидационный баланс.

Помимо этого во многих ФНС дополнительно могут потребовать:

  • протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике».

Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса

Ниже представлен пример заполнения промежуточного ликвидационного баланса:

Скачать образец

Составление промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ) является одной из процедур ликвидации компании. О составлении ПЛБ сообщается регистрирующему органу через уведомление по форме Р15001. Причем, сам промежуточный ликвидационный баланс сдавать в налоговую не нужно, хотя некоторые инспекции его требуют.
Сообщать о его составлении необходимо после окончания срока (обычно, двухмесячного после публикации в «Вестнике»), в который кредиторы компании должны были заявить о своих требованиях.

Для чего нужен промежуточный ликвидационный баланс

Промежуточный ликвидационный баланс нужен для того, чтобы понять, сколько имущества у компании, сколько средств, какие заявили требования кредиторы, какая дебиторская задолженность… Иными словами, понять, хватает ли средств у компании рассчитаться с кредиторами. Если их хватает – рассчитываться и ликвидировать компанию. Если нет – обращаться в арбитражный суд с требованием о банкротстве ликвидируемого должника.

Если кредиторы требования заявили, но мы их не признали – отражать их в ПЛБ или нет? Отражаются в ПЛБ только те сведения, которые были получены, и при этом они обоснованы. Если, к примеру, компании предъявляют требования, не подтвержденные документально – они не обоснованы.

Таким образом, если требования не были заявлены – они являются прощёнными. Другое дело, кредитор должен был быть надлежащим образом уведомлен о процедуре ликвидации. Это публикация в «Вестнике» и письмо кредитору.

Не стоит забывать, что при прощении долга у должника возникает налогооблагаемая выгода, которую, возможно, налоговые органы в скором времени догадаются начать взыскивать. Поэтому, обычно факт прощения долга в ПЛБ стараются не указывать.

Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс должен отражать ту ситуацию на предприятии, когда требования кредиторов заявлены и обоснованы, проведена инвентаризация, посчитана дебиторская задолженность – и всей «конкурсной» массы должно хватить чтобы эти самые требования погасить. Сходиться данный баланс не должен, это не бухгалтерская отчетность.

Кстати говоря, бухгалтерская отчетность в период ликвидации компании должна сдаваться точно также, как и в «мирное» время. Тут исключений нет.

При ликвидации ООО не сдан промежуточный баланс, но уже сдали ликвидационный, как быть?

Здравствуйте, Дмитрий! Ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ не предусматривает такого основания для отказа в госрегистрации, в том числе при ликвидации ЮЛ, как непредставление промежуточного баланса:

Статья 23. Отказ в государственной регистрации
1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а)непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица
Но ст. 21 ФЗ не требует представления промежуточного баланса.

Федеральный закон»О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ

Статья 21. Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица

1. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Остается обжаловать решение налогового органа в Вышестоящий регистрирующий орган или в судебном порядке.

Порядок и сроки обжалования установлены ст. 23.5 ФЗ:

Статья 25.3. Порядок и сроки подачи жалобы

1. Жалоба на решение регистрирующего органа подается в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Подача жалобы через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, считается подачей жалобы в вышестоящий регистрирующий орган или в указанный федеральный орган исполнительной власти.
В случае подачи жалобы непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу, вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, запрашивает у регистрирующего органа, решение которого обжалуется, обжалуемое решение и документы, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение.
Регистрирующий орган, решение которого обжалуется, обязан направить жалобу вместе с документами, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение, в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, в течение трех дней со дня получения жалобы либо запроса, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.
2.Жалоба может быть подана в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона,в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В случае подачи жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, если заинтересованное лицо является заявителем при государственной регистрации, жалоба может быть подана в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации. Если заинтересованное лицо уклоняется от получения решения, срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на решение вышестоящего регистрирующего органа может быть подана в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе на решение территориального регистрирующего органа.
3. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, восстанавливается вышестоящим регистрирующим органом или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *