Почему дети учатся по субботам?

Из года в год ученики и родители в разных регионах России задают один и тот же вопрос – будет ли введена пятидневка в школах страны, и, судя по всему, в 2019-2020 году данная проблема будет стоять также остро, а дебаты между сторонниками и противниками учебы по субботам, не утихнут.

Предлагаем разобраться, почему на сегодняшний день во многих школах России не введена такая желанная для многих пятидневка, а также узнать, какой прогноз для решения данного вопроса в 2019-2020 году.

Норма закона

Согласно закону РФ «Об образовании», рабочий график для определенного учебного заведения устанавливается по решению администрации и педагогического коллектива с учетом специфики учебно-воспитательного процесса.

Это значит, что только руководство школы, лицея или гимназии вправе решать, будут ли проводиться в учебном заведении уроки по субботам и для каких классов будет установлена 5-дневная, а для каких 6-дневная учебная неделя. Решение принимается не директором единолично, а всем педагогическим коллективом с учетом:

  • возможной учебной нагрузки на детей при разных графиках работы;
  • общего количества предметов, изучаемых в младшей, средней и старшей школе;
  • заполняемости учебных кабинетов;
  • штата учителей предметников и их нагрузки;
  • наличия деления классов на группы на определенных уроках.

Пятидневка в школах – За и Против

Пятидневная рабочая неделя считается приоритетной и рекомендована всем учебным заведениям, если существует реальная возможность выстроить такой график работы.

Сторонники пятидневки приводят такие аргументы в поддержку своей позиции:

  1. У ребенка должно быть более одного дня на отдых, что бы отвлечься от учебы и заняться своим хобби.
  2. Два выходных подряд – это возможность больше общаться детям и родителям.
  3. Пятидневка не нарушает график семьи, ведь для большинства работающих родителей суббота – выходной день.
  4. Имея два свободных дня подряд, семьи смогут организовать совместный отдых, поездки на дачу или к родственникам.
  5. Исходя из производственного календаря, именно 5-дневная неделя позволяет в полной мере воспользоваться преимуществами, которые предоставляют государственные праздники и действующая система переноса «красных дней календаря», припадающих на выходные.

Эти заявления близки каждой российской семье, ведь никому не хочется вставать «чуть свет» и собирать ребенка в школу, когда ты сам выходной и можешь дольше понежиться в кровати. Да и детям крайне тяжело отправляться на учебу зная, что вся семья в этот день дома и отдыхает. Но, представленные аргументы хороши для идеального формата семьи, в которой родители заботятся о детях, интересуются их развитием и досугом, прикладывают усилия для того, что бы каждый день сына или дочери был наполнен яркими эмоциями, новыми впечатлениями и познавательной активностью.

Говоря о том, что ребенок должен как можно больше времени проводить дома, мы забываем, что существует масса семей, в которых дети на выходных не отходят от компьютера или телевизора и попросту надолго остаются без присмотра взрослых. Вспомните, когда последний раз вы были со своим ребенком в музее? Задумайтесь, как обычно проходят выходные в вашей семье? Честно ответьте себе на вопрос – а изменилось бы что-то, кроме возможности выспаться в субботу?

Кому необходима шестидневка?

Для многих общеобразовательных учебных заведений РФ 5-дневная рабочая неделя является нормой. Но, отменить субботу для всех учебных заведений России одним указом невозможно, ведь существует достаточно много гимназий, лицеев и специализированных школ, в которых ребята помимо базовых предметов изучают ряд дополнительных дисциплин, что существенно увеличивает учебную нагрузку. В таких школах даже при условии 6-дневной учебной недели у детей ежедневно стоит в расписании по 7 уроков. Что бы освободить субботу зачастую мало просто доставить 8-е уроки, а необходимо еще урезать часы на преподавание какого-то предмета, что уже идет вразрез с основным документом, регламентирующим образовательный процесс.

И уж конечно, не может идти речь о пятидневке в тех немногих школах, где ввиду нехватки учебных аудиторий еще сохранилась вторая смена.

Если представить, что пятидневка стала обязательной в школах России в 2019-2020 году, то учащимся специализированных школ и гимназий пришлось бы столкнуться с такими серьезными проблемами, как:

  1. Усилившаяся нагрузка, ведь готовить ежедневно пришлось бы по 8 уроков (некоторые предметы в таких школах преподаются 3-4 раза в неделю, и фраза «учить на выходных» тут не применима).
  2. Практически полное отсутствие свободного времени на протяжении учебной недели.
  3. Невозможность посещать кружки и секции в других образовательных учреждениях, ведь 8 урок обычно заканчивается около 16:00 (в зависимости от начала первого урока), а ребенку по нормам необходимо как минимум перекусить, прежде чем отправиться на музыку, танцы или спортивную тренировку.
  4. Кружки в школе будут проводиться на 9 уроке (что для многих учащихся будет означать уже не 8, а все 9 уроков подряд).
  5. Возрастающая психологическая нагрузка, ведь очевидно, что в таких условиях ребенок просто физически будет не в состоянии успеть выполнить все задания и выкроить хоть немного времени на отдых.

Обсуждая вопрос учебного графика, родители редко вспоминают о людях, которые учат их ребят в школах, но не стоит забывать и об этой стороне вопроса. Учитель тоже человек, и провести яркий, интересный и насыщенный 7-й или 8-й урок ему также сложно, как и ребятам воспринимать новый материал по физике или математике в конце рабочего дня. В результате пострадает качество обучения, что, естественно, недопустимо для занимающих высокие позиции гимназий, лицеев и школ и углубленным изучением профильных предметов.

На самом деле, учителя, которым приходиться читать предметы в субботу, тоже сталкиваются с рядом проблем и прежде всего это:

  • отсутствие у детей необходимого настроя, особенно на первом уроке;
  • частые прогулы без уважительной причины, что создает серьезную проблему, если урок проходит 1 раз в неделю;
  • собственно, необходимость работать в субботу, что автоматически означает либо разорванный график выходных, либо только 1 выходной в неделю, что является нарушением, но имеет место в сегодняшних реалиях.

Возможен ли компромисс?

Стремясь оптимизировать учебный процесс, многие учебные заведения утверждают разные графики работы для начальной, средней и старшей школы, устанавливая для 1-4 классов 5-дневный график обучения, а для старших (как правило, профильных) классов – шестидневку.

Стремясь облегчить для ребят субботу, на этот день стараются выносить неоцениваемые предметы, дисциплины творческого цикла и физкультуру. Во многих школах последний день рабочей недели объявляют «днем без формы», что особенно нравится детям, ведь позволяет проявить свою индивидуальность. В субботу часто проводят школьные мероприятия и экскурсии, что объединяет коллектив и наполняет жизнь школьников яркими красками.

Быть ли пятидневке в 2020 году?

Как бы ни хотелось ученикам, родителям и учителям, получить свой законный выходной, в 2019-2020 году, как и ранее, будут два типа школ:

  1. Общеобразовательные, в которых предметы преподают на уровне «стандарта», и можно безболезненно установить 5-дневную учебную неделю.
  2. Специализированные, в которых старшие классы (а иногда и малыши) однозначно будут учиться по субботам.

Что делать родителям?

На самом деле, родителям необходимо серьезно относиться к выбору школы, оценивая не только интерьер учебных кабинетов и близость к дому, а и другие важные аспекты:

  • наличие специализации в старшей школе;
  • график обучения для 1-4, 5-9, а также старших классов;
  • дополнительные возможности, которые предлагает школа – кружки и секции.

Если уже так получилось, что ребенку предстоит учиться по субботам, лучшее, что могут сделать родители – это поддержать его и правильно настроить. Ни в коем случае нельзя каждый раз проявлять недовольство рабочим графиком и школой в целом. Лучше дайте сыну или дочери понять, как вы гордитесь тем, что он учится в хорошей школе и получает достойное образование, обязательно акцентируйте внимание на каждых, пусть даже самых незначительных с точки зрения взрослого человека, достижениях.

А если чувствуете, что и вы и ребенок совершенно не готовы преодолевать такие сложности, то просто подберите школу с 5-дневным графиком обучения, ведь каждый из нас имеет право выбора. Это избавит вас от лишнего стресса… по крайней мере на тот период, пока не придет время задуматься о близости ЕГЭ и качестве образования, полученного ребенком.

Последние новости

С 1 апреля 2019 года школы Башкрии начали постепенно переходить на 5-дневку, как заявил врио главы региона Радий Фаритович Хабиров. При этом после перехода учебных заведений на пятидневную систему обучения школьников зарплата учителей не изменится, а все работники будут предупреждены минимум за 2 недели до нововведения.

Какие сложности могут возникнуть:

  • Учащиеся во 2, 3 и 4 классах не должны иметь в учебном графике более 5 уроков в день;
  • Дети, учащиеся в 5 и 6 классах не должны получать более 6 уроков в день;
  • Ученики с 7 по 11 классы не должны быть нагружены более чем 7 уроками в день;
  • Математика не должна являться первым или последним уроком в графике. Предмет не должен проводиться также после физкультуры и по субботам;
  • Ограничения коснулись и физики и химии, а также русского языка. Учителя-предметники не могут вести 3 урока подряд без промежуточных окон.

«Бедные наши дети! — причитают родители на интернет-форумах. — Разве это нормально, что у подростков двенадцати — пятнадцати лет фактически нет отдыха?! Долой рабочие субботы из школ!» В Петербурге призывы отменить «негуманные и неразумные» шесть учебных дней для среднего звена превращаются в настоящую кампанию. А пока родители ломают копья, подростки прикалываются в соцсетях: «Дети, которые учатся по субботам, обязательно попадут в рай!»

Тяжело в учении…

— Пока мои счастливые родители дрыхнут, я вынужден идти на уроки, — печалится Михаил Коваленко. — Но мне еще повезло — учусь в обычной школе, а не в гимназии или лицее. Там суббота даже у младших классов считается нормой, а я вплоть до седьмого класса в выходные отдыхал. Теперь же времени ни на что не хватает. В будни родители приходят в девять-десять вечера, им уже не до общения, а в субботу я занят. Жутко не высыпаюсь, не успеваю на секцию.

Недосып — лишь одна из проблем. Родители замечают, что подростки, посещающие школу шесть дней в неделю, становятся раздражительными, у них исчезает желание учиться, зато появляется агрессия, учащаются головные боли. В общем, куда ни плюнь — сплошные минусы от этой шестидневки.

Спрашивается, для чего тогда мы с десяти лет обучения переходили на одиннадцать? Помнится, Министерство образования нам обещало, что хотя учебный процесс и станет длиннее, но нагрузка на детей снизится. Ну и? Снизилась? По факту у многих школьников Северной столицы и суббота рабочая вернулась, и одиннадцатилетка налицо. Где, спрашивается, справедливость?

…легко в бою

А справедливость заключается в том, что за все приходится платить. И за широту знаний тоже. Родители признают, что шестидневка — плата за углубленное изучение предметов. И как бы плохо это ни отражалось на детях, уйти от нее для тех, кто ищет образование выше среднего, — нереально.

— По сокращенной программе качественно выучить детей нельзя, поэтому я — за шестидневку, — говорит мама девятиклассника Вероника Скребцова. — Если ее убрать, сыну придется ежедневно высиживать на один урок больше. А у него и так их восемь. Шестидневка помогает разгрузить дни с понедельника по пятницу.

— Шестидневка — это гораздо больший объем знаний, который самостоятельно я ребенку дать не могу. И на репетиторов у меня тоже денег нет, поэтому дополнительная рабочая суббота — это плюс, — уверена мама десятиклассника Ирина Антонова.

Алена Рижская о шестидневной системе судит по собственному опыту:

— Я вставала в семь утра и многое успевала. Привычка к раннему подъему сохранилась, благодаря чему мой день лучше организован и максимально насыщен.

А вот мнение современного школьника. ЧибУраШка пишет: «Я учусь по субботам… Пристрелите меня! А теперь к минусам: не хватает времени на свои дела, гулять с друзьями и паркурить, смотреть телик, не хватает времени жить… В чем же плюсы? Если бы не учились в субботу, нагрузка была бы в два раза выше, и тогда мне не хватало бы времени существовать в нашем пространстве».

Тимофей заходит с другой стороны: «Я считаю это вполне годной подготовкой к тяготам взрослой жизни. В грядущем не будет каникул, отпуск — один раз в году, месяц. Это если не станешь бизнесменом. Так что любая дополнительная нагрузка, даже в учебе, призвана закалить нашу волю и подготовить к трудовым будням».

Эльвира полагает, что лучше проводить время «не дома за компьютером, портя зрение, а на уроке с друзьями. Ты их видишь, разговариваешь, это все живое, а не общение через соцсети».

Антон Романенко признается, что если родителей нет дома, он лоботрясничает весь день, а в школе занимается полезным делом. Хотя и вынужденно.

Умные, но больные?

— Вопрос о шестидневке периодически поднимается в Петербурге, — говорит психолог информационно-психологического центра «Город» Наталья Локатош. — Единого мнения на этот счет не существует. Все очень индивидуально. Один ребенок усваивает информацию с легкостью и на выполнение уроков тратит мало времени, другой прилагает гораздо больше усилий.

Но в любом случае в последние годы нагрузка выросла многократно, поэтому подростки не успевают отдохнуть за воскресенье. А ведь есть еще секции, кружки. И хотя смена деятельности — тоже отдых, однако у ребят не остается времени побыть наедине с самим собой. А это очень важно!

Давайте сравним, сколько времени трудится взрослый, а сколько ребенок. У пап и мам восьмичасовой рабочий день. Даже у педагогов, несмотря на рабочую субботу, есть, помимо воскресенья, методический день, когда они могут не ходить в школу.

А подростки лишены этих радостей жизни. Мальчики и девочки, отсидев семь-восемь уроков (с переменами это почти полноценный рабочий день), садятся за домашнее задание. Даже если в среднем на выполнение уроков по одному предмету уходит 45 минут, пять «домашек» — уже плюс четыре часа. Итого двенадцать. И это не считая субботы, занятий с репетиторами, художественных школ! Как видим, о сорокачасовой рабочей неделе, которую взрослые отстояли для себя, речь не идет. Переработки у подростков — ого-го какие! И это в том возрасте, когда они нуждаются в полноценном отдыхе, в восьми — десятичасовом сне!

— Сегодня даже в садах нет абсолютно здоровых детей, — констатирует Наталья Александровна. — В школе же ситуация усугубляется. Появляются и обостряются проблемы с желудком (стресс в первую очередь отражаются на нем), гиперактивность, вегетососудис-тая дистония, сколиоз.

Мир меняется слишком быс-тро, стиль мышления стал другим — клиповым. Психика не успевает за ним, не успевают формироваться межполушарные связи. Дети растут более информированными, но куда более болезненными, чем их ровесники лет десять — двадцать назад.

Школьный психолог умеет поднять настроение.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Главный редактор «КП» в Санкт-Петербурге» Светлана Камека:

— Моя учеба началась в конце восьмидесятых. Наш класс еще в младшем блоке сделали экспериментальным — добавили уроков. В результате мы, совсем еще малыши, учились, как «старшаки». И по субботам тоже.

До сих пор наши родители с ужасом вспоминают, какими мы возвращались домой. Бежали голодные после шести часов вечера по темноте. Так как школа находилась на горе, а дорожки не чистили и песком не посыпали — скатывались практически кубарем. Кто не поскользнется, тот все равно летел — перевешивали и «роняли» на спину тяжеленные ранцы с учебниками и тетрадями.

— Дочь приходит и оседает в коридоре: у нее нет сил ни встать, ни раздеться, — жаловалась мать моей подруги-отличницы на родительском собрании. — Уроки делать надо, а ребенок выжат, как лимон. Болеет часто из-за этих перегрузок. Другие родители говорят, что у них все то же самое! В субботу бы детям отдохнуть. Так нет же, вся семья дома, а они вкалывают в школе…

Сейчас у ребят нагрузки еще больше. Получается, что мы, взрослые, лишаем их детства. И здоровья тоже.

КОМПЕТЕНТНО

Директор петербургской гимназии № 524 Наталья Лучкова:

— От субботы в учебных заведениях с углубленным изучением отдельных предметов отказываться неразумно, поскольку это вызовет перегрузку в остальные дни. И потом, когда мамы и папы приводят детишек в гимназию или лицей, они изначально понимают, что здесь отдыхать не придется. Чтобы облегчить жизнь школьникам, в субботу необходимо ставить предметы не слишком сложные: физкультуру, ОБЖ, музыку. Можно постараться свести к минимуму негативные моменты за счет профессионализма педагогов. Учитель на уроке должен объяснять, а не проверять домашнее задание.

ВОПРОС ДНЯ

Петербургские родители выступают против шестидневной учебной недели для своих чад. По мнению взрослых, школьникам среднего звена необходим дополнительный выходной, иначе они не почувствуют детства. В связи с этим вопрос:

А вы чем занимаетесь по субботам?

Иван КРАСКО, народный артист России:

— По субботам у меня часто бывают спектакли, утренние репетиции. А если возникает свободное от работы время, смотрю телевизор. По выходным там много спорта и юмора.

Соня МАРМЕЛАДОВА, дизайнер:

— Я остаюсь дома и никуда не хожу. Этим я обычно и занимаюсь по субботам. А на следующую наметила ужин с друзьями. Расстелю скатерть, расставлю любимые тарелки и запеку утку! А еще обязательно шарлотку с мороженым к чаю.

Екатерина КОНОНОВА, директор рекламно-образовательного агентства:

— Суббота для меня такой же рабочий день. Другой вопрос, что каждый день для меня, как выходной: сплю до полудня, час на фитнес дома, завтрак, личные дела, после пяти вечера обычно уже в офисе часов до десяти. Дальше встречи с друзьями, творчество. За вечер успеваю написать главу для книги или куплет песни. Потом смотрю фильм или клипы и — спать!

Федор ПОГОРЕЛОВ, главный редактор радио «Зенит», телеведущий:

— Я занимаюсь уборкой дома, а потом отношу раздельный мусор волонтерам. Ведь в Петербурге нет соответствующих контейнеров, и в будни это не сделаешь. Потом время часто занимает работа. Моя жизнь связана с футболом, и я либо веду программу на радио, либо комментирую игру по телевидению.

Константин МЕЛИХАН, писатель и джентльмен:

— Живу и пишу. Рабочий день и праздник для меня не отличаются.

Павел ИГНАТЬЕВ, скульптор:

— Моему Ванечке семь лет. Раз в неделю я обязательно куда-нибудь с ним выбираюсь. На этот раз решили посетить Музей воды. Хочу, чтобы он рос всезнайкой. В следующий раз поедем на скалодром. Сынуля в восторге, он давно туда хотел.

Лидия МОЛОДЫХ, председатель Совета ветеранов Центрального района Санкт-Петербурга:

— Выходные? Вы о чем? У меня ненормированный рабочий график. По субботам я в первой половине дня веду прием, потом организовываю мероприятия. В этот раз, например, с участниками Сталинградской битвы созванивалась — хочу для них концерт организовать. А в воскресенье водила ветеранов и блокадников на балет «Золушка».

Рустам КОТОВ, блогер:

— Субботу я обычно посвящаю встречам с друзьями. Нет, сначала, конечно, высыпаюсь. Потом, в первой половине дня, хожу на тренировку, а вечером уже либо в гости, либо погулять. В прошлую субботу, например, на концерт ходил.

Статья 19.30. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса

Статья 19.30. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса

1. Данная статья введена Законом N 104 от 03.06.09 и вступила в силу с 01.12.09. Объектом предусмотренного в ней АП являются отношения в области управления образовательным процессом.

2. Объективная сторона АП предусмотренного в:

1) ч. 1 ст. 19.30 состоит в том, что нарушает предусмотренные в ст. 12 Закона об образовании и в других правовых актах в области образования запрет ведения образовательной деятельности представительствами образовательных организаций. Кроме того, объективная сторона данного АП охватывает нарушение ст. 45, 46 Закона об образовании и положений Правил оказания платных образовательных услуг (утв. пост. Правительства РФ от 05.07.01 N 505 в ред. от 15.09.08);

2) ч. 2 ст. 19.30 состоит в том, что виновный не в полном объеме реализует образовательные программы (например, некоторые учебные дисциплины не преподаются или преподаются в сокращенном объеме и т.п.). Кроме того, объективная сторона данного АП охватывает и незаконный отказ в выдаче документа об образовании установленного образца;

3) ч. 3 ст. 19.30 состоит в том, что виновный незаконно выдает документы государственного образца, не имея при этом государственную аккредитацию;

4) ч. 4 ст. 19.30 состоит в том, что виновный умышленно искажает результаты прямо перечисленные в ч. 4. При этом нарушаются положения не только Закона об образовании, но и иных правовых актов, например, приказов Минобрнауки РФ от 22.10.07 N 285 «Об утверждении правил проведения олимпиад школьников»; N 286 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников»;

5) ч. 5 ст.19.30 состоит в том, что виновный нарушает предусмотренный в ст. 16 Закона об образовании, в типовых положениях об образовательных организациях соответствующего типа (см. например, «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)», утв. пост. Правительства РФ от 18.07.08 N 543 и др.) порядок приема в образовательную организацию;

6) ч. 6 ст. 19.30 состоит в том, что виновный, вновь совершает АП предусмотренные в ч. 3 или ч. 4 ст. 19.30, хотя ранее он уже подвергался административному наказанию за это.

Указанные АП могут быть совершены и в форме действий (например, приведении образовательной деятельности в представительстве) и путем бездействия (например, при незаконном отказе в выдаче документа). Оконченными они считаются с момента совершения. Именно по объективной стороне данные АП отличаются от АП предусмотренных в ст. 5.57 (см. комментарий к ней).

3. Субъективная сторона АП предусмотренных в ст. 19.30 может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью (см. об этом комментарий к ст. 2.2).

Пятидневка в школах России 2020 – последние новости, почему Путин так и не принял закон, а дети продолжают учиться с увеличенной нагрузкой.

Уже несколько лет идет обсуждение закона об обязательном переходе всех школ России на пятидневное обучение. Власти не хотят решать этот вопрос в едином порядке, оставляя решение за администрацией учебных заведений, что влечет за собой настоящий кризис в системе образования.

В последние годы в Подмосковье, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и некоторых других городах школы перешли на новый 5-дневный график добровольно (или по решению местных властей), но в большинстве городов дети по-прежнему учатся 6 дней в неделю, не имея достаточно времени на отдых, занятия творчеством, подвижные игры, полноценный сон и общение с родителями.

6 дней в неделю в три смены работает около 11 000 школ в России:

  • Первая смена: с 8:00 до 12:00;
  • Вторая смена: с 13:00 до 16:30;
  • Третья смена: с 17:00 до 20:00;

Проблема наиболее актуальна в крупных городах, где благодаря ипотеке выросло много новостроек, а вот новые школы не открыли. Там, в дополнение к шестидневному обучению, ввели еще и обучение в 3 смены. Особенно сильно пострадал Краснодар, где нехватка школ привела к созданию на параллели десятков первых классов. Страшно представить, какую нагрузку испытывают учителя в этих школах, и что там будет с ученикам, например, в случае эпидемии.

СВЫШЕ 90% ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НАШЕГО САЙТА ВЫСТУПАЮТ ЗА ПЯТИДНЕВКУ В ШКОЛАХ РОССИИ!

С приходом нового Министра образования Сергея Кравцова проблема остается в прежнем статусе. С 1 сентября 2020 никакого единого закона принимать не планируют, хотя политики, родители и учителя продолжают настаивать на введении 5-дневного графика. Никак не высказывается за нововведение и Путин, хотя в России неоднократно собирали подписи за данную реформу.

Растят рабов, а не ученых

Каждый понимает, что в российских школах при высокой нагрузке, крайне неэффективное обучение. Особенно страдают ученики специальных средних учреждений, например, православных гимназий, технических, кадетских школ, где у детей вообще нет выходных.

Ребят не только лишают детства, у них элементарно падает иммунитет. Да и в обычных школах ребенок, вместо того, чтобы нормально выспаться в субботу и погулять, должен идти на уроки.

Мало времени остается на секции и другие занятия – вместо ученых, музыкантов, писателей, растет новое поколение рабов, которые и знаний не получают нормальных, и творчески не могут развиваться.

В художественных и музыкальных школах пустые классы — дети не выдерживают дополнительной нагрузки.

Недостатки пятидневки в школах России:

Недостаток № 1: Ребенок не высыпается.

Недосып особенно проявляется у детей, которые учатся в первую смену. От недосыпания снижается иммунитет.

Недостаток № 2: Ребенок не успевает отдохнуть от учебы.

По факту у ребенка нет свободного дня, который бы он мог полностью оторваться от уроков и книжек, побегать на улице или провести с семьей. Ведь в воскресение он вынужден садиться за уроки. От этого не только падает интерес к учебе, но и появляется настоящее отвращение к школе.

Недостаток № 3: Родители не видят ребенка.

Большая часть российских родителей, впахивающих за копейки всю неделю, не могут из-за школьной шестидневки побыть с детьми, сходить куда-то всей семьей. Из-за такой скотской жизни даже дети перестают спасать семейное счастье. Семьи рушатся, люди – несчастны.

Недостаток № 4: Нет отдыха и учителям.

Учителю тоже надо отдыхать, у него должны быть два выходных дня. У преподавателей тоже есть свои семьи, а ведь еще нужно проверять тетрадки, готовиться к урокам.

Недостаток №5: Экономические факторы.

Пятидневка нужна даже с точки зрения экономии бюджета. 4 дополнительных рабочих дня в месяц дорого обходятся школе. Ведь столовая, медпункт, гардероб, уборщицы и так далее тоже должны работать. Плюс коммунальные услуги.

Российская система образования, разработанная еще при Ильиче, работает ужасно – это видно по отсутствию технологий, низкому уровню грамотности. Российские выпускники не знают ни одного иностранного языка, что вызывает лютое удивление даже в ближнем зарубежье.

Школа в Швеции

В Европе, где базовая школа длится полноценных 12 лет, у школьников нет таких высоких нагрузок, а в последние 2 года школьникам вычитывается базовый уровень из программы, аналогичной 1-2 курсам наших ВУЗов. То есть, они изучают высшую математику, психологию, естествознание и другие предметы, находясь после окончания школы на уровне гораздо более высоком, чем российские абитуриенты. Потом 3 года в университете – и человек получает высшее профильное образование, а если хочет учится дальше – может получить диплом магистра.

Школа в России

В России не хотят, чтобы ребенок долго учился. Армии нужно пушечное мясо, государству — налогоплательщики. Уменьшать же количество часов обучения власти не хотят — стыдно перед теми же европейцами. Поэтому, впихивая в 11 лет норму по часам, без шестидневки не обойтись. Была бы возможность — сделали бы и воскресение учебным днем.

Пенсионный возраст увеличивают, время учебы сокращают, впихивая часы в короткую неделю.

Продление образования на 1 год и сокращение недели до 5 дней без увеличения нагрузки решило бы эту проблему.

И снова урок в европейской школе…

Правительству необходимы военные, полицейские и простые работяги, чтобы строить себе дворцы и обеспечивать свою безопасность. Тогда как экономика страны испытывает жесткую нехватку ученых, программистов, агрономов, электронщиков и инженеров.

Весна 2020. В Башкирии переход на пятидневку показал успешные результаты. Глава региона Радий Хабиров отметил, что школьники начали высыпаться, больше заниматься спортом.
Зима 2020. Депутат Гордумы города Екатеринбурга рассказал о показателях перехода на пятидневку. По его словам, в школах при переходе на 5-дневный режим поднимается успеваемость. А родители, прошедшие анкетирование, в 93-95% хотят перехода на данный график, чтобы видеть своих деток по выходным.
Сентябрь 2019. С началом учебного года некоторые родители стали высказываться против пятидневки. По их мнению, дети позже приходят со школы, у них не остается времени на секции. Проблему можно было бы решить переходом на европейскую систему образования с 12-классами обучения, но правительство боится увеличения нагрузки на бюджет.
Июль 2019. Ярославль присоединяется к пятидневке! Подключили начальную школу, сейчас на очереди 5-7 классы, остальные параллели будут введены выборочно. Движение в России, определенно, укрепляет позиции.
Май 2019. Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила за шестидневную неделю обучения. Она отметила, что только при таком графике «возможно углубленное изучение предметов». Так что курс на сохранение крайне неудобной формы обучения диктуется свыше. Апрель 2019. Ульяновск, Мурманск, Уфа — процесс внедрения пятидневки в школах РФ идет, но медленно. Инициативу родителей тормозит правительство. Вводятся дополнительные обсуждения, рассмотрения, тогда как на носу выпускные экзамены, и у детей нет лишнего дня для самостоятельной подготовки. Март 2018. Педагоги Нового Уренгоя оценили преимущества пятидневной формы обучения. По их словам, эффективность обучения повысилась — ученики стали организованнее, приходят на новую неделю отдохнувшими. Из 18 школ в городе 10 перешли на 5-дневку. Февраль 2019. В Башкирии вводят пятидневку, правда в ущерб национальному языку. В Сургуте общественники подали петицию о переходе на пятидневное обучение в городе. Январь 2019. Во многих городах России прошли открытые голосования по поводу введения пятидневки в школах. В Красноярске 35% школ уже перевели на 5 дней обучения, в Самаре перешли более 70% школ, продолжаются слушания в Сыктывкаре, Сургуте, Ульяновске.

Теги: пятидневка

Из-за коронавируса учебный год может завершиться досрочно для учащихся 1–8-х классов, а часть программы в случае необходимости будет освоена в следующем году. Такие рекомендации Минпросвещения РФ направило региональным властям. В ведомстве не скрывают, что инфраструктурная обеспеченность российских школ позволяет полноценно реализовать дистанционное обучение лишь для четверти учащихся. Московский департамент образования пока не принял решения по этому поводу, однако педагоги заверяют, что для столичных школ досрочное окончание образовательного процесса «не актуально». В Санкт-Петербурге чиновники не исключают, что преждевременный уход на каникулы «неминуемо вызовет негативную реакцию родителей». Другие опрошенные “Ъ” представители регионов говорят о необходимости «тщательно взвесить плюсы и минусы».

Министерство просвещения РФ разрешило досрочно завершить учебный год для младших и средних классов. Учебу для 1–8-х классов можно закончить по итогам завершенных четвертей с учетом результатов всероссийских проверочных работ, а в случае необходимости часть образовательной программы может быть перенесена на следующий год. Соответствующие рекомендации по организации учебного процесса в условиях пандемии коронавируса направлены в регионы (есть у “Ъ”). В ведомстве дают понять, что в ряде школ невозможно обеспечить полноценную реализацию образовательных программ в дистанционной форме.

Из анализа инфраструктурной обеспеченности школ, который провели Минпросвещения совместно с Министерством цифрового развития, следует, что соответствующими возможностями обладают не более 25% обучающихся.

Напомним, из-за пандемии коронавируса глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил о необходимости закрыть школы с 23 марта по 12 апреля. Также ранее были перенесены сроки сдачи ЕГЭ и ОГЭ с конца мая на 8 и 9 июня. Господин Кравцов допустил, что единый госэкзамен может быть перенесен и на более поздний срок, однако от очной формы его проведения ведомство отказываться не планирует. Экзамен для девятиклассников также не перейдет в дистанционный формат. В рекомендациях говорится, что регионы должны обеспечить очное проведение ОГЭ по двум предметам и полноценную реализацию образовательных программ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и федеральных телевизионных каналов, для учащихся 10–11-х классов. Старшеклассники «должны получить все необходимые знания для успешного освоения школьной программы и подготовки к ЕГЭ», уточняют в Минпросвещения.

В случае стабилизации ситуации школы смогут вернуться к работе в штатном режиме с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований. Так, ведомство рекомендует сократить количество школьников в одном помещении, поделив класс на группы, и сократить время занятий.

Акцент предлагается делать на освоение нового учебного материала. Право решать, каким образом организовать учебный процесс, а также когда заканчивать учебный год, остается за образовательными организациями по согласованию с региональными властями.

Ранее учителя заявляли “Ъ”, что далеко не все дисциплины адаптированы под дистанционный формат обучения. К нему есть претензии у родителей: не во всех семьях есть возможность обеспечить каждого ребенка персональным компьютером на несколько часов. При этом образовательные платформы, которые используются в школах для дистанционного обучения, по словам пользователей, часто не работают по несколько часов в день. Речь, в частности, идет о «Московской электронной школе», «Дневник.ру» и Российской электронной школе. В среду, к примеру, сорвался вебинар «О новых возможностях для студентов», который планировал провести глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков,— на платформе Zoom произошел технический сбой. «Одномоментное значительное увеличение количества пользователей электронных ресурсов, предоставляющих образовательный контент, создает перебои технического характера и трудности для учителей и обучающихся»,— подтверждают в Минпросвещения. Поэтому ведомство рекомендует минимизировать обучение с помощью электронных и цифровых образовательных сервисов, которые работают в онлайн-режиме.

Как коронавирус повлиял на учебу в разных странах

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает досрочное завершение учебного года и перенос программы оправданным: «Школ, где нет возможности обучать дистанционно, подавляющее большинство. К тому же в нынешних условиях нельзя считать, что дистанционные уроки — адекватная замена очному учебному процессу». Он не прогнозирует особых трудностей из-за переноса части программы, а школьникам вряд ли для этого придется начинать учебный процесс раньше сентября: «Каждый учитель сумеет наверстать с детьми то, что не успели. Плюс в программах по каждому предмету всегда заложены повторения. Образовательные программы носят не линейный, а концентрический характер».

В столичном департаменте образования, куда “Ъ” обратился за комментариями, заявили, что в Москве еще не утверждены «конкретные меры для обеспечения образовательного процесса в соответствии с рекомендациями Минпросвещения».

«Для Москвы это не актуально, у нас все школы смогли перейти на дистанционку, даже уроки физкультуры проводятся по видеосвязи,— заявила “Ъ” директор одной из столичных школ.— У нас даже переносить ничего не придется, это скорее необходимо другим регионам».

Вице-губернатор Санкт-Петербурга, курирующая комитет по образованию, Ирина Потехина заявила “Ъ”, что досрочное окончание учебного года «неминуемо вызовет негативную реакцию родителей»: «Хорошо, конечно, что министерство регионам такую возможность дает, но для принятия решения по этому вопросу нам надо очень внимательно взвесить все плюсы и минусы». «Мы успеем завершить изучение всех тем в этом году и завершим ученый год в соответствии с графиком — до конца мая,— заявила “Ъ” руководитель департамента образования Орловской области Татьяна Крымова.— Корректировка будет заключаться в уменьшении количества часов, которое выделяется на изучение темы. Особенно это актуально для 9–11-х классов в связи с тем, что они готовятся к итоговой аттестации, больше времени будет уделяться тем темам, которые выходят на экзамены».

Председатель комитета заксобрания Севастополя по соцполитике Татьяна Щербакова сказала “Ъ”, что необходимо проанализировать, как освоена учебная программа и какие темы остались не пройдены: «Возможно, часть тем можно будет пройти, обучаясь дистанционно. А какие-то, может, действительно лучше перенести на следующий учебный год». Она положительно оценила то, что регионам «дают больше свободы», потому что в субъектах ситуация с коронавирусом разная. Глава комитета по образованию и науке Госсовета Крыма Александр Шувалов также заявил “Ъ”, что предложение Министерства просвещения требует дополнительного изучения: «Скоропалительно принимать решение по этому поводу нельзя». В министерстве образования Крыма “Ъ” сообщили, что пока в республике разговор о досрочном завершении учебного года в школах не идет. «Мы реализуем учебные планы в обычном порядке, используя дистанционную форму обучения. Если будут у нас в эпидемиологической ситуации какие-то изменения, будем корректировать планы»,— пояснили в пресс-службе ведомства.

Анна Васильева; Елена Большакова, Санкт-Петербург; Андрей Прах, Воронеж; Вадим Никифоров, Симферополь

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *