Ответственный за закупки по 223 ФЗ

Содержание

Кто ответственен за формирование госзакупок в учреждении?

Здравствуйте! Недавно мое руководство в лице директора издало приказ о том, что все ответственные лица по госзакупкам согласно закону № 44 и 223, должны предоставлять в отдел торгов: 1) утвержденную форму заявки на проведение торгов 2) составить договор по итогам отыгранных котировок 3) Указать код товара участвующего в торгах по ОКПД2 и ОКВЭД. 3) Указать код товара по постановлению № 102 правительства РФ «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд » 4) несут, цитирую: «индивидуальную ответственность за составленное и подписанное ими описание обьекта закупки (техническое задание)». В 2016 году в нашем учреждении был наказан денежным штрафом сотрудник за ошибку в техзадании.

То есть, фактически, руководство облегчает работу отдела торгов, перекладывая на ответственных лиц его работу. Правомерны ли действия руководства, если в списке ответственных лиц сотрудники, не имеющие юридического и экономического образования и не ориентирующиеся в законодательстве? Это: повар, врач, инженер, фармацевт, завхоз, медсестра. И какое наказание ждет их за ошибку при разбирательстве в Федеральном Антимонопольном Комитете? Ведь по такой логике можно и хирурга заставить приказом мести крыльцо и мыть полы в коридорах.

На каких условиях люди без специальной переподготовки могут выполнять эти обязанности, в фз 44 или 223 что то говорится об этом?

Таблица штрафов за нарушения в закупках по 223-ФЗ

Ответственность за нарушение 223 ФЗ о закупках — это штрафы от 3000 рублей и до 500 000 рублей. Их выплачивают организации за отклонение от законодательных норм Федерального закона о закупках отдельными видами юридических лиц.

Какая ответственность грозит участникам за несоблюдение норм 223 ФЗ

Любые нарушения в сфере закупок подразумевают наказание. Наступает ответственность по 223 ФЗ 2020 года в тех случаях, когда заказчик пренебрегает правилами ведения закупочной деятельности, прописанными в законе о закупках отдельными видами юридических лиц.

В случае нарушений организацию-заказчика привлекут к административной, дисциплинарной или гражданской ответственности. Самая высшая мера наказания — уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок — в нормативах Федерального закона № 223 не прописана. Но это не означает, что серьезные правонарушения останутся безнаказанными.

Некоторые действия заказчика и несоблюдение правовых основ действующего законодательства РФ могут повлечь за собой экономические преступления, за которые последуют санкции по статьям УК РФ:

  1. Ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».
  2. Ч. 5, 6 ст. 204 УК РФ «Получение коммерческого подкупа». В данном случае последует серьезная уголовная ответственность — штрафы по 223 ФЗ будут исчисляться существенными суммами: минимум — 200 000,00 рублей и максимум — 1 000 000,00 рублей. Возможен и иной вариант: совокупная заработная плата или иной вид дохода осужденного за период от 3 месяцев до 1 года. Оштрафовать могут и на сумму, равную 20-, 40-кратной величины установленного подкупа. При этом последует и лишение права заниматься определенной деятельностью и трудоустраиваться на определенные должности в течение трехлетнего срока. Самым строгим наказанием в этом случае будет лишение свободы возможным сроком до 5 лет с уплатой штрафа на сумму 20-кратной величины совершенного подкупа либо лишение свободы без штрафа, но с отсутствием возможности в дальнейшем заниматься определенной деятельностью или работать на определенных должностях в течение трех лет либо бессрочно.

Дисциплинарное наказание назначается строго в соответствии с Трудовым кодексом РФ и только тому должностному лицу, по вине которого и были нарушены правила закупочной деятельности организации-заказчика.

Под гражданско-правовой ответственностью подразумевается обязанность заказчика, нарушившего нормативы и свои обязательства, возместить пострадавшему лицу убытки на основании положений ГК РФ.

Если процедура закупки проведена с существенными ошибками, что привлекло к неправильному результату определения поставщика, то организации-заказчику придется не только заплатить штраф, но и возместить убыток тому исполнителю, который пострадал в результате некорректного выбора величины цены незаключенного по вине заказчика договора.

Существует норматив, по которому заказчик будет обязан закупать товары, работы и услуги по 44 ФЗ, а не по Федеральному закону № 223. Такое наказание последует, если организации не закупила ТРУ в требуемом объеме у субъектов малого и среднего предпринимательства или не предоставила отчет о закупках у МСП в положенный срок — до 1 февраля года, следующего за отчетным.

С учетом обновленных положений 223 ФЗ действует еще одно правило. Если повторный тендер, который должен осуществляться электронно, будет проведен не в положенном электронном виде, то сотрудника, ответственного за ведение закупочной деятельности, а следовательно, и за данное правонарушение, исполнительные органы либо привлекут к штрафу, либо определят наказание в виде дисквалификации в течение 1 года.

Не только заказчики подвергаются ответственности за несоблюдение требований действующего законодательства. Если нарушителем стал претендент на контракт, то сведения о нем направят в реестр недобросовестных поставщиков.

Как применяется административная ответственность

Меры административного наказания за несоблюдение законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц стали применяться, начиная с 2014 года. После разработки системы наказания в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) внесли поправки, добавили новые штрафы.

Рассмотрение дел о нарушении законодательства о закупках — это зона ответственности Федеральной антимонопольной службы РФ и ее региональных подразделений. Если органы ФАС примут положительное решение и признают правонарушение организации, то заказчика ждут штрафные санкции в размере от 2000 до 50 000 рублей — на должностное лицо и от 5000 до 500 000 рублей — на юридическое лицо.

Рассматривает дела по правонарушениям и прокуратура, нарушения при нормировании в сфере закупок после прокурорских проверок анализируют сотрудники этого ведомства, после чего нарушитель должен предоставить объяснения и перечень мероприятий по устранению выявленных ошибок.

Ведомства, которые контролируют нарушения закупок по оборонному заказу, — МВД (в качестве представителей заказчика), ФАС и прокуратура. Контроль по ГОЗ ведется как по законодательству о закупках, так и по Закону о государственном оборонном заказе № 275 ФЗ.

Что может повлиять на выбранную меру ответственности

При выборе наказания исполнительные органы учитывают различные аспекты: на кого будут возлагаться санкции по КоАП (должностное лицо или организация), в результате чего были нарушены правила, повлияли ли проступки на третьих лиц, получили ли участники закупок ущерб и проч.

Бывают ситуации, когда после тщательного анализа конкретного дела сотрудники ведомств могут посчитать ошибки несущественными. Ответственность за это будет в виде устного взыскания, а не штрафа, на основании статей КоАП.

Влияет на выбор ответственности изучение личностных характеристик должностного лица, в результате действий которого и был установлен проступок. Учитывают все существенные факторы: наличие за виновником других нарушений и штрафов, отягчающих или смягчающих обстоятельств, его финансовое состояние, имущественную базу. Если виновник попытался предотвратить или по возможности исправить последствия своих ошибок, это может смягчить меру ответственности. Если противоправные действия совершаются должностным лицом не впервые, а исполнительный орган ранее выставлял свои предупреждения, то это, наоборот, будет считаться отягчающими обстоятельствами и приведет к ужесточению ответственности.

Таблица штрафов по 223 ФЗ

Ответственность за нарушения лежит как на самой организации, выступающей в роли заказчика, так и на должностных лицах, ответственных за ведение закупочной деятельности. Для удобства пользователей мы подготовили весь список существующих нарушений по 223 ФЗ в виде таблицы.

Вид нарушения Штраф на должностное лицо, руб. Штраф на организацию-заказчика, руб. Правовая основа в соответствии с КоАП
Проведение заказа в бумажном виде, в то время как обязательным является электронный вид 10 000,00-30 000,00 100 000,00-300 000,00 Ч. 1 ст. 7.32.3
Проведение заказа в бумажном виде, в то время как обязательным является электронный вид и при этом закупку осуществило должностное лицо, подвергавшееся административной ответственности более двух раз От 40 000,00-50 000,00 вплоть до отстранения от занимаемой должности от полугода до 1 года Ч. 2 ст. 7.32.3
Проведение госзакупки, которую надлежит осуществлять в рамках действия Федеральной контрактной системы (44 ФЗ) по нормам 223 ФЗ 20 000,00-30 000,00 50 000,00-100 000,00 Ч. 3 ст. 7.32.3
Несоблюдение положенных сроков размещения данных о закупке 2000,00-5000,00 10 000,00-30 000,00 Ч. 4 ст. 7.32.3
Отсутствие в ЕИС опубликованной информации о заказе 30 000,00-50 000,00 100 000,00-300 000,00 Ч. 5 ст. 7.32.3
Несоблюдение сроков размещения в ЕИС изменений по проводимой госзакупке 5000,00-10 000,00 10 000,00-30 000,00 Ч. 6 ст. 7.32.3
Согласована закупочная документация, которая противоречит действующим нормам 223 ФЗ 2000,00-3000,00 5000,00-10 000,00 Ч. 7 ст. 7.32.3
Отклонение участника по основаниям, не предусмотренным документами о закупке.

Заявки рассматривались и оценивались по критериям, не указанным в закупочной документации

2000,00-3000,00 5000,00-10 000,00 Ч. 8 ст. 7.32.3
Направление в реестр недобросовестных поставщиков ошибочных сведений об участниках 10 000,00-15 000,00 30 000,00-50 000,00 Ст. 19.7.2-1
Неисполнение предписаний Федеральной антимонопольной службы 30 000,00-50 000,00 300 000,00-500 000,00 Ч. 7.2 ст. 19.5

Ближайшие изменения по штрафам

В 2018 году в перечне проектов нормативно-правовых актов Федеральной антимонопольной службы опубликован законопроект, в котором указаны плановые санкции, предусматривающие ответственность за нарушение проведения процедуры закупки и порядка взаиморасчетов по 223 ФЗ.

Вид нарушения Штраф на должностных лиц, руб. Штраф на организацию-заказчика, руб.
Признание участника уклонившимся от заключения контракта без правовых оснований 50 000,00
Ошибки в порядке подачи разъяснений по документации о закупке 2000,00-3000,00 10 000,00-30 000,00
Ошибки при составлении или неполное содержание протоколов рассмотрения заявок и протоколов подведения итогов для закупок по 223 ФЗ 2000,00-3000,00 5000,00-10 000,00
Преднамеренное, непреднамеренное занижение сроков, установленных для подачи заявок участниками закупок по процедуре заказа; несоблюдение сроков, положенных 223 ФЗ для отмены закупки 10 000,00-30 000,00 100 000,00-300 000,00
Невыполнение надлежащего объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223 ФЗ 30 000,00-50 000,00 100 000,00-300 000,00
Несоблюдение существенных условий договора по 223 ФЗ в части взаиморасчетов — нарушение срока и регламента оплаты, отсутствие фактической оплаты аванса, предусмотренного условиями соглашения 30 000,00-50 000,00 50 000,00-100 000,00

Штрафы за несоблюдение сроков закупки

Самые распространенные нарушения в госзакупках по 223 ФЗ — это несоблюдение положенных законом сроков по различным видам конкурентных процедур, а также ошибки при публикации извещений. Многие заказчики забывают, что в составе извещения, размещаемого для заказов отдельными видами юридических лиц, необходимо публиковать документацию о закупке и проект договора. Исключением из этого правила является только одна процедура — запрос котировок.

Чтобы избежать ответственности за нарушения, пользуйтесь сводной таблицей сроков для размещения закупочных документов по Федеральному закону № 223.

Публикуемый документ Предельный срок Нормативно-правовая база
Локальные нормативы заказчика
Положение о закупке заказчика, решение о присоединении к положению о закупке, к изменениям положения 15 дней с момента согласования Ч. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 2 223 ФЗ
План закупки В течение 10 дней с момента подписания, но не позже 31 декабря года, предшествующего году планирования Ч. 2 ст. 4 223 ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке
Сведения о вносимых в план закупок изменениях В течение 10 дней с момента принятия новой версии документа Ч. 2 ст. 4 223 ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке
Закупочная документация
Извещение — конкурс, аукцион Не позднее 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок Ч. 17, 19 ст. 3.2 223 ФЗ
Извещение — запрос котировок Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедуры Ч. 21 ст. 3.2 223 ФЗ
Извещение — запрос предложений Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедуры Ч. 23 ст. 3.2 223 ФЗ
Извещение — электронный конкурс, электронный аукцион, принимать участие в которых могут только субъекты МСП Не позднее 7 рабочих дней до даты проведения процедуры при начальной (максимальной) цене договора не более 30 млн руб.

Не позднее 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок при начальной (максимальной) цене договора свыше 30 млн руб.

П. 1, 2 ч. 3 ст. 3.4 223 ФЗ
Извещение — запрос предложений в электронной форме только для субъектов МСП, цена договора в данном случае не может быть более 15 млн руб. Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедуры П. 3 ч. 3 ст. 3.4 223 ФЗ
Извещение — запрос котировок в электронной форме только для субъектов МСП, цена договора в данном случае не может быть более 7 млн руб. Не позднее 4 рабочих дней до даты проведения процедуры П. 4 ч. 3 ст. 3.4 223 ФЗ
Внесение изменений в извещение, документацию В течение 3 дней с даты принятия решения об изменении документов. При этом надлежит продлить срок подачи заявок таким образом, чтобы с момента размещения извещения в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок участниками осталось не менее половины срока, установленного положением о закупке заказчика Ч. 11 ст. 4 223 ФЗ
Разъяснение положений закупочной документации В течение 3 дней с момента их предоставления Ч. 11 ст. 4 223 ФЗ
Решение об отмене конкурентного заказа Непосредственно в день подписания такого документа Ч. 6 ст. 3.2 223 ФЗ
Все закупочные протоколы В течение 3 дней с момента подписания Ч. 12 ст. 4 223 ФЗ
Отчетность по 223 ФЗ
Сведения о количестве и общей стоимости договоров, включая информацию об общей стоимости договоров, не включенных в реестр договоров, в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 закона № 223 Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным П. 1 ч. 19 ст. 4 223 ФЗ
Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным П. 2 ч. 19 ст. 4 223 ФЗ
Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным П. 3 ч. 19 ст. 4 223 ФЗ
Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства В срок до 1 февраля года, следующего за отчетным Ч. 21 ст. 4 223 ФЗ
Годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства В срок до 1 февраля года, следующего за отчетным П. 2 ПП РФ № 1442 от 25.12.2015
Информация об изменении объема, цены или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколе В течение 10 дней с даты внесения изменений Ч. 5 ст. 4 223 ФЗ
Информация о заключении договора (в том числе с единственным поставщиком, если его стоимость превышает 100 000 руб. либо 500 000 руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год свыше 5 млрд руб.), направляемая в реестр договоров В течение 3 дней с момента заключения соглашения Ч. 2 ст. 4.1 223 ФЗ
Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоров В течение 10 дней с момента внесения изменений, исполнения или расторжения соглашения Ч. 2 ст. 4.1 223 ФЗ

Какие нарушения встречаются на практике

Для изучения существующих правонарушений заказчик может использовать классификатор нарушений в сфере закупок — перечень, разработанный специалистами Счетной палаты и систематизирующий итоги проведенных процедур внешнего государственного аудита. Классификатор включает 55 пунктов несоблюдения законодательства в области государственных и корпоративных закупок.

По 223 ФЗ выделяют такие группы отклонений:

  • несоблюдение установленного порядка закупок (заказ осуществлен в бумажном виде вместо надлежащего электронного, торги проведены по 223 ФЗ вместо 44 ФЗ);
  • неисполнение регламента по публикации сведений в ЕИС (нарушены сроки размещения информации, заказчик не опубликовал надлежащие данные и отчеты);
  • установление в закупочной документации излишних или не предусмотренных законом требований к участникам закупки, нарушение содержательного порядка оформления документации и извещения о заказе.

Если организация-заказчик несвоевременно выполнила или не исполнила определенные предписания или решения Федеральной антимонопольной службы об устранении выявленных нарушений и ошибок, закрепленных в КоАП, то это также будет серьезным административным проступком, за которым последует ответственность в виде штрафа.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
Обзор судебной практики по вопросам применения 223 ФЗ Б/н от 16.05.2018 Скачать

Тема: Кто должен заниматься гос закупками??

Быстрый переход Бюджетный учет Вверх

  • Навигация
  • Кабинет
  • Личные сообщения
  • Подписки
  • Кто на сайте
  • Поиск по форуму
  • Главная страница форума
  • Форум
  • Бухгалтерия
    1. Общая бухгалтерия
      1. Бухучет и Налогообложение
      2. Оплата труда и кадровый учет
      3. Документация и отчетность
      4. Учет ценных бумаг и валютных операций
      5. Внешнеэкономическая деятельность
      6. Внешнеэкономическая деятельность. Таможенный союз
      7. Алкоголь: лицензирование и декларирование
      8. Онлайн-ККТ, БСО, эквайринг и кассовые операции
    2. Отрасли и спецрежимы
      1. Индивидуальные предприниматели. Спецрежимы (ЕНВД, УСН, ПСН, ЕСХН)
      2. Учет в НКО и жилищном хозяйстве
      3. Бухгалтерский учет в строительстве
      4. Бухгалтерский учет в туризме
    3. Бюджетные, автономные и казенные учреждения
      1. Бюджетный учет
      2. Программы для бюджетного учета
    4. Банки
    5. МСФО, GAAP, управленческий учет
  • Юридический отдел
    1. Правовая помощь
    2. Регистрация
    3. Опыт проверок
  • Управление предприятием
    1. Администрирование и управление на предприятии
    2. Аутсорсинг
  • Автоматизация предприятия
    1. Программы для ведения бухгалтерского и налогового учета
      1. Инфо-Бухгалтер
      2. Другие программы
    2. 1C
    3. Электронный документооборот и электронная отчетность
    4. Прочие средства автоматизации труда бухгалтеров
  • Гильдия клерков
    1. Взаимоотношения на работе
    2. Бухгалтерский бизнес
    3. Обучение
    4. Биржа труда
      1. Ищу работу
      2. Предлагаю работу
  • Клуб Клерк.Ру
    1. Пятница
    2. Частные инвестиции
    3. Политика
    4. Спорт. Туризм
    5. Встречи и поздравления
    6. Авторские форумы
      1. Интервью
      2. Простое, как мычание
      3. Авторский форум Goblin_Gaga
        1. Бухгалтера можно…
        2. опусник Гаги
  • Интернет-конференции
    1. Кому я должен — всем прощайте: все о банкротстве физлиц
    2. Архив Интернет-конференций
      1. Интернет-конференции
        1. Обмен электронными документами и сюрпризы от ФНС
        2. Нарушение прав граждан при трудоустройстве и увольнении
        3. Новый порядок сдачи отчетности по НДС в электронном формате
        4. Подготовка годовой финансовой/бухгалтерской отчетности за 2014 год
        5. Все, что вы хотели спросить у оператора обмена электронными документами
        6. Как финансовый кризис превратить в окно возможностей?
        7. НДС: изменения в нормативном регулировании и их реализация в программе «1С:Бухгалтерия 8»
        8. Обеспечение достоверности результатов инвентаризационных мероприятий
        9. Защита персональных данных. Применение ЗПК «1С:Предприятие 8.2z»
        10. Формирование учетной политики компании: возможности сближения с МСФО
        11. Электронный документооборот на службе бухгалтера
        12. Учет времени при различных системах оплаты труда в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8»
        13. Полугодовой отчет по налогу на прибыль: раскроем все секреты
        14. Межличностные отношения на рабочем месте
        15. Облачная бухгалтерия 1С. Стоит ли уходить в облако?
        16. Банковские депозиты: как не потерять и выиграть
        17. Больничные листы и другие пособия за счет ФСС. Порядок расчета и начисления
        18. Клерк.Ру: задайте любой вопрос руководству сайта
        19. Правила расчёта НДС при осуществлении экспортно-импортных операций
        20. Как сдать отчетность в Пенсионный фонд за 3 квартал 2012 года
        21. Отчетность в ФСС за 9 месяцев 2012 года
        22. Подготовка отчетности в ПФР за 2 квартал. Сложные вопросы
        23. Запуск электронных счетов-фактур в России
        24. Как снизить затраты на ИТ-оборудование, ПО и ИТ-персонал с использованием облачных мощностей
        25. Отчетность в ПФР за 1 квартал 2012. Основные изменения
        26. Налог на прибыль: нюансы заполнения декларации за 2011 год
        27. Годовая отчетность в ПФР. Актуальные вопросы
        28. Новое в бухгалтерской отчетности за 2011 год
        29. Отчетность в ФСС в вопросах и ответах
        30. Полугодовая отчетность в ПФР в вопросах и ответах
        31. Расчет пособий по временной нетрудоспособности в 2011 году
        32. Электронные счета-фактуры и электронные первичные документы
        33. Формирование бухгалтерской отчетности за 2010 год
        34. Расчет больничных в 2011 году. Декретные и пособия в переходный период
        35. Новое в законодательстве о налогах и страховых взносах в 2011 году
        36. Изменения в финансовой отчетности в 2011 году
        37. DDoS атаки в России как способ нечестной конкурентной борьбы.
        38. Банковские продукты для физлиц: кредитование, депозиты, спецпредложения
        39. Документ в электронной форме — эффективное решение актуальных проблем
        40. Как найти работу с помощью Клерк.Ру
        41. Предоставление сведений перс. учета за первое полугодие 2010 года
        42. Налоговая ответственность: кто и за что отвечает?
        43. Проверки, взыскание, возврат/зачет налогов и др.вопросы ч.1 НК РФ
        44. Расчет больн. листов и страховых взносов в свете квартальной отчетности
        45. Замена ЕСН страховыми взносами и другие нововведения 2010 года
        46. Ликвидация коммерческих и некоммерческих организаций
        47. Бухгалтерский и налоговый учет товарно-материальных ценностей
        48. Обязательная перерегистрация фирм в соответствии с Законом №312-ФЗ
        49. PR и маркетинг в сфере профессиональных услуг своими силами
        50. Клерк.Ру: смена дизайна
        51. Построение личного финансового плана: мечты и реальность
        52. Подготовка бух. отчетности. Изменения в рос. стандартах учета в 2009 году
        53. Откаты в сфере продаж: за и против
        54. Потеря работы в период кризиса. Что делать?
        55. Все, что вы хотели знать о Клерк.Ру, но стеснялись спросить
        56. Кредит в кризис: условия и возможности
        57. Сохранение капитала во время кризиса: стратегии для частных инвесторов
        58. НДС: вычеты по авансам. Вопросы с ответами и без
        59. Пресс-конференция Деда Мороза
        60. Изменения в Налоговый кодекс, вступающие в силу с 2009 года
        61. Налог на прибыль с учетом последних изменений и разъяснений Минфина
        62. Российский кризис: угрозы и возможности
        63. Сетевой бизнес: качественные товары или развод на деньги?
        64. КАСКО: страховка без секретов
        65. Выплаты физическим лицам
        66. Рейдерство. Как защитить собственный бизнес?
        67. Актуальные вопросы исчисления и возмещения НДС
        68. Спецрежимы: ЕНВД и УСН. Особенности и сложные вопросы
        69. Налог на прибыль. Расчет, особенности исчисления, спорные моменты
        70. Учетная политика для целей бухучета
        71. Налоговые проверки. Практика применения новых правил
        72. НДС: порядок расчета
      2. Аутсорсинг в вопросах и ответах
      3. Как бухгалтеру выполнить требования Закона «О персональных данных»
      4. Идеальный архив бухгалтерских документов
  • Служебные форумы
    1. Архив
      1. FAQ (Часто задаваемые вопросы)
        1. FAQ: Часто задаваемые вопросы по бухучету и налогам
      2. Игры и тренинги
        1. Тренинг по воспитанию самоуверенности
        2. ВЭД в условиях суровой действительности
    2. Книга жалоб и предложений
      1. Дневники

Проведение закупочной деятельности в бюджетных учреждениях и ее основные особенности в рамках процесса

Бюджетные учреждения в настоящее время делятся на две большие группы:

  • организации, которые получают средства только из бюджета государства, субъекта федерации или муниципального образования. Иных средств такие организации не получают на осуществление своего функционирования. Кроме того, других источников для финансирования своих нужд у таких организаций нет;
  • организации, которые осуществляют закупки не только за счет средств, полученных из бюджета, но и за счет средств, которые такие организации получают в качестве оплаты своей деятельности, то есть на основании своего собственного дохода.

Проведение закупок в бюджетных учреждениях

Регламентация деятельности первого типа организаций при осуществлении закупок для обеспечения собственных нужд происходит только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это связано с тем, что в момент принятия данного закона в 2013 году он был определен, как ключевой нормативный акт, который должен использоваться всеми государственными и бюджетными учреждениями, получающими финансирование только из различных уровней государственного бюджета.

Если говорить о правовом регулировании закупочной деятельности второго типа организаций, то они имеют право выбирать, на основании каких нормативных актов осуществлять свою закупочную деятельность. При этом в качестве регламентирующих федеральных правовых актов для такой группы бюджетных учреждений следует рассматривать не только указанный выше Федеральный закон, но также и Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Использование второй группой бюджетных учреждений норм Федерального закона №223-ФЗ для проведения закупочной деятельности не является обязанностью таких учреждений – это право таких организаций. При этом не является нарушением действующего законодательства в соответствии с решением УФАС РФ №04-05/3989, принятым в 2015 году, использование организацией, которая получает финансирование не только из средств бюджета, но и от своей деятельности, положений Федерального закона №44-ФЗ для проведения своей закупочной деятельности.

Однако следует помнить, что в том случае, если организация начала работать в соответствии с положениями одного закона, в течение года изменить нормативный акт, выступающий правовым основанием проводимых закупок, будет невозможно до момента начала следующего планового и закупочного года вне зависимости от того, идет ли речь о строгом регулировании с помощью Федерального закона №44-ФЗ либо о более лояльном использовании Федерального закона №223-ФЗ.

Контрактный управляющий и контрактная служба, как основные представители заказчика

Если Федеральный закон №223-ФЗ не говорит о том, кто именно должен проводить все мероприятия, относимые к закупочной деятельности, в рамках обеспечения нужд бюджетного учреждения, то для Федерального закона №44-ФЗ характерно четкое определение того лица или группы лиц, которые должны выполнять все действия, входящие в процедуру закупочной деятельности.

В соответствии с положениями статьи 38 указанного федерального нормативного акта с номером 44-ФЗ в структуре государственного заказчика, коим является бюджетное учреждение, должна быть создана либо контрактная служба (при условии превышения совокупным годовым объемом закупок предела в сто миллионов рублей), либо должность контрактного управляющего (если совокупный годовой объем закупок ниже данного значения).

В том случае, если контрактной службы внутри организации нет, а совокупный годовой объем закупок достаточно велик, но не превышает указанного предела в сто миллионов рублей, внутри организации может быть сформирована контрактная служба численностью не менее двух человек, либо назначено несколько контрактных управляющих, объединение в одно структурное подразделение которых может не производиться.

Численность сотрудников контрактной службы или количество штатных единиц, выделенных под контрактных управляющих, в каждом конкретном случае государственный или муниципальный заказчик определяет самостоятельно исходя из своих потребностей и объема тех закупок, которые он проводит.

В случае создания контрактной службы ее должен возглавить специально назначенный руководитель. При этом необязательно, чтобы такой руководитель был назначен исключительно на эту должность.

Права и обязанности руководителя контрактной службы могут быть возложены на любое должностное лицо в организации при условии наличия у последнего достаточного уровня квалификации и пройденного обучения на специалиста по закупкам в соответствии с утвержденными федеральными стандартами профессиональной подготовки.

Порядок создания

Если говорить о порядке создания контрактной службы или должности контрактного управляющего, то вся процедура будет выглядеть следующим образом:

  • сначала необходимо внести изменения в штатное расписание организации, в котором будут либо созданы новые должности, либо введено новое структурное подразделение;
  • следующим шагом становится практическое изменение структуры организации путем создания нового структурного подразделения или новых должностей. При этом следует помнить о том, что фактически можно не создавать новое подразделение, возложив обязанности сотрудников контрактной службы на тех лиц, которые работают в других подразделениях, путем издания специального приказа, корректирующего штатную нагрузку таких сотрудников;
  • после того как все сотрудники получили свои должности, их необходимо обучить в соответствии с требованиями действующего законодательства. Обучение происходит на основании специально разработанных федеральных стандартов профессиональной подготовки и повышения квалификации для специалистов, работающих в области государственных и муниципальных закупок;
  • параллельно с обучением сотрудников происходит разработка положений о единой комиссии, а также об экспертной комиссии с целью реализации норм Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». В случае если заказчиком принято соответствующее решение, речь может идти не о единой комиссии, а о нескольких комиссиях, каждая из которых будет отвечать за свой вид закупочных процедур (например, конкурсная комиссия, аукционная и т. д.).

Должностные обязанности контрактной службы и контрактного управляющего при проведении закупок в бюджетных учреждениях

Вне зависимости от того, идет ли речь о контрактном управляющем или сотрудниках контрактной службы в качестве самостоятельных штатных единиц, или о сотрудниках других подразделений, назначенных на данные должности приказом руководителя организации, в соответствии с действующим законодательством у таких лиц имеются определенные должностные обязанности (полный их перечень фиксируется в должностной инструкции, а также в положении о контрактной службе). К числу основных функций относятся:

  • осуществление плановой деятельности по подготовке закупочных мероприятий заказчика путем составления и размещения в Единой информационной системе в сфере закупок плана-графика;
  • публикация всех требуемых законом сведений о проводимых закупочных процедурах в Единой информационной системе в установленные сроки;
  • собственно проведение закупочных процедур с целью определения исполнителя по заключаемому контракту либо публикация сведений о том, что процедура не состоялась, и требуется либо повторная процедура, либо согласование с контролирующим органом в сфере закупок на заключение контракта или договора с единственным вышедшим потенциальным исполнителем;
  • проведение мероприятий по заключению контрактов по итогам осуществленных закупочных процедур, а также контроль за исполнением таких контрактов с последующим принятием результатов такого исполнения;
  • проведение в случае возникновения такой необходимости претензионно-исковой работы, направленной на урегулирование сложившихся конфликтных ситуаций с имеющимся исполнителем по контрактам. Осуществление данного вида деятельности происходит в тесном взаимодействии контрактной службы (контрактного управляющего) с правовым или юридическим подразделением заказчика;
  • реализация иных направлений действий, которые предусмотрены действующим законодательством (например, организация в пределах своей компетенции деятельности закупочных и экспертных комиссий, в том числе посредством привлечения сторонних экспертов из специально аккредитованных компаний для получения достоверной и объективной информации о результатах исполнения того или иного контракта).

Рейтинг автора 317 Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 571

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *