Как развестись узбеку с женой?

Так или иначе, Марине и Валерию пришлось отправиться в махаллинский комитет, где они написали еще одно заявление. Через несколько дней была созвана комиссия для разбирательства вопроса по существу. Супруги объяснили, почему не могут жить больше вместе, и заявили, что разводиться не передумают не при каких обстоятельствах. Комиссия вполне здраво решила, что раз общих детей нет, то нечего таких людей держать на привязи, и поставила под заявлением свою резолюцию. После чего Марина с Валерой опять пошли в ЗАГС, где им дали на примирение срок в три месяца.

«Госпошлина составила, кажется, 380 тысяч сумов (около 47 долларов), – говорит Марина. – Впрочем, я точно не помню – платил бывший. Я и без того потратилась на свадьбу, этим он хотя бы отчасти возместил расходы. В общем-то, на этом процедура развода и закончилась».

Узнав о новых правилах развода, Марина больше всего удивилась тому, что инициатор развода должен платить отступные. По ее мнению, один из супругов может специально довести другого до ручки, чтобы на этом еще и деньги заработать. Хотя, как заметила она, «это лишний повод подумать, прежде чем жениться».

Жена и трактор в одном лице

Случай Марины достаточно простой – она русская, и брак у них с мужем был светский. А вот у узбеков, строго соблюдающих мусульманские обычаи, жениться и развестись бывает труднее. Они обычно не ограничиваются ЗАГСом, при замужестве и разводе проводят определенные религиозные ритуалы. Впрочем, тут можно ускорить процедуру, если супруги знают, кому дать взятку.

В 2010 году 19-летняя Машхура из кишлака вышла замуж за 30-летнего Абдуллу. Молодые любили друг друга, женились пошли по взаимному согласию, так что особых препятствий с регистрацией брака не предполагалось. Однако, прежде чем пойти в ЗАГС, они провели обряд «никох». Но тут вышла некоторая нестыковка: мулла приезжал к ним домой и там читал Коран, не удостоверившись предварительно, зарегистрировались ли молодые люди в ЗАГСе. А это противоречит закону – обряд нельзя проводить без печати ЗАГСа.

Но это молодых не сильно обеспокоило, никох казался им вещью вполне достаточной для брака. В ЗАГС же Машхура пришла, уже находясь на седьмом месяце беременности. Однако ждать регистрации брака в установленном порядке не стали, муж уладил все деньгами. Поэтому свидетельство о браке молодым дали всего через 20 дней после подачи заявления. Что, понятное дело, тоже противоречит закону.

Вероятно, на все это можно было бы закрыть глаза, но, к несчастью, жизнь у молодой семьи не заладилась почти сразу. Машхуру с утра до вечера заставляли работать по дому: убирать шесть комнат, готовить еду, обстирывать и обихаживать не только мужа, но и его родственников.

Самой тяжелой оказалась работа на приусадебном участке. Девушка с утра и до вечера пахала на поле, как маленький трактор. Она выращивала и собирала овощи, лук, кукурузу, зерно и другие сельскохозяйственные культуры.

Мало того, свекровь стала придираться к Машхуре и издеваться над ней. Да и сам муж после рождения ребенка принялся поколачивать жену – причем часто и крепко. Девушка испугалась, что рано или поздно он ее покалечит, и сбежала к родителям.

Как рассказывает Машхура, не она стала инициатором развода, хотя больше жить с мужем не собиралась. К тому моменту родители подыскали Абдулле другую, более богатую невесту. Так что развода добивался сам муж, а сбежавшая жена в отместку за избиения и унижения просто хотела создать ему максимум проблем при расторжении брака.

Но интриги не дали никакого результата. Как в свое время Абдулла за взятку устроил регистрацию брака, так и теперь он за взятку оформил и развод. Оказалось достаточно дать судье 200 долларов – и молодых развели в тот же день. Не было ни махаллинских комитетов, ни сроков на примирение – деньги упростили ситуацию до предела.

Что же касается развода религиозного, тут все было еще проще. Абдулла пришел к дому бывшей жены, позвал ее родителей и соседей, после чего трижды произнес слово «талак», то есть «развод» – и стал холостым уже по религиозным канонам.

Но, как выяснилось чуть позже, на самом деле Абдулла не хотел расставаться с Машхурой совсем: спустя короткое время он предложил ей стать его второй женой. Однако девушка оказалась с характером и указала бывшему мужу на дверь.

По мнению самой Машхуры, строгости брачного законодательства не позволяют узбекским девушкам, желающим легко решить свои финансовые проблемы, стать «вторыми женами». В результате, полагает Машхура, многие из них становятся проститутками. Взгляд, надо сказать, весьма оригинальный.

17 ударов ножом

Ташкентская правозащитница Татьяна Довлатова специализируется на вопросах семьи и брака. Она считает, что развод – дело весьма деликатное, так что грубое вмешательство со стороны государства здесь недопустимо.

Правозащитница Татьяна Довлатова. Фото «Ферганы» «Я знаю массу примеров, когда принуждение к сожительству приводило к весьма печальным последствиям», – говорит Довлатова.

По ее опыту, люди, которые решили развестись официально, часто фактически не живут друг с другом уже много лет. Официально оформлять отношения – точнее, их отсутствие – приходится, когда один из супругов, например, решает уехать в другую страну.

Почему же люди не разводятся раньше, сразу, как решили? Основная причина весьма банальна – многим просто не хватает денег на госпошлину. Так и живут, терпят друг друга. Но это тоже до поры, до времени.

«Есть множество людей, которые, еще не разведясь официально, уже создали другие семьи и даже заводят в новом браке детей. Это происходит не по причине их развращенности, а потому, что первый брак трудно расторгнуть. Получается, что срок для примирения, который им назначают, не сохраняет семьи, а служит источником новых мучений, – сетует правозащитница. – Случается, что люди не живут вместе по пять-десять лет. И вот у них появился шанс создать новую семью. При этом обе стороны не возражают против расторжения брака. Так для чего их мучить, зачем издеваться, требуя протокол махаллинского комитета, какие-то акты от соседей? В чем смысл сбора этих документов?»

Бывает, что такая волокита приводит к трагическим последствиям. Жертвой подобного развода стала племянница Довлатовой. Как рассказывает правозащитница, 24-летняя Мария Николаева подала на развод в 2003 году, прожив в браке более шести лет. Муж ее оказался альфонсом, тунеядцем, да к тому же еще и игроманом – днями не вылезал из интернет-кафе.

По счастью, в Узбекистане нет игровых автоматов, иначе нет сомнений, что горе-супруг проигрался бы в пух и прах. Однако интернет-кафе тоже денег стоили, и эти деньги он тянул с жены. У пары был четырехлетний ребенок, судьба которого, судя по всему, отца не очень-то волновала.

Когда Николаевой надоело одной содержать всю семью, она решила развестись. Сама оплатила госпошлину, отказалась от алиментов. Подала на развод в Яккасарайский гражданский суд города Ташкента, заявив там, что они с мужем не живут вместе более года. Предоставила протокол махаллинского комитета, акты от соседей – словом, сделала все необходимое. Ситуация была абсолютно ясной, однако судья зачем-то назначила срок в шесть месяцев для примирения супругов.

«Мария не дожила до развода пять дней,– заканчивает свой печальный рассказ Довлатова. – Так называемый «муж» пришёл к ней на работу с двумя ножами. Он нанес ей семнадцать ножевых ранений, из которых три оказались смертельными».

Сначала разведись, потом беременей!

Другая история, рассказанная правозащитницей, выглядит не столько печальной, сколько издевательской.

Два года назад соседка Довлатовой по имени Елена подала в суд Учтепинского района Ташкента на развод. Судья дала Елене полугодовой срок для примирения с мужем, хотя они с супругом не жили под одной крышей уже более семи лет. Шесть положенных месяцев прошли, супруги явились в суд оформлять развод. Женщины-судьи, которая давала им время подумать, уже не оказалось на месте. Новый же судья Б.Файзиев в разводе отказал, посоветовав Елене и дальше жить с прежним мужем – по факту уже совершенно посторонним человеком.

Второй раз Елена подала на развод с мужем в 2017 году. К тому моменту она познакомилась с молодым человеком и была беременна от него. Тут женщина столкнулась с массой бюрократических сложностей. Сначала Елена долго ждала протокол махаллинского комитета, потом делала справку от врача о беременности, оформляла акт, подписанный соседями о том, что она давно уже не проживает вместе с мужем, а также доставала еще кучу непонятных справок.

Тем не менее, судья Учтепинского суда по гражданским делам Дильшот Бердикулов назначил супругам новый срок примирения – в шесть месяцев. На его решение не подействовали никакие доводы: ни многолетнее раздельное проживание супругов, ни наличие новых отношений, ни даже тот факт, что у женщины скоро родится малыш от другого человека.

В ответ на последний аргумент, который казался Елене самым убедительным, Бердикулов заявил ей, что «надо было сначала развестись, а потом уже беременеть». После чего назначил следующее судебное заседание как раз на предполагаемый день родов.

«Ну разве это не издевательство со стороны судьи?» – спрашивает Довлатова.

По словам правозащитницы, в ее практике встречались и трагикомические истории разводов. В августе 2017 года в Учтепинский суд подал заявление восьмидесятилетний глухонемой инвалид 2-ой группы. Истец сообщил судье, что женщина, с которой он находится в браке, уехала к своим детям в Россию, где и проживает уже почти десять лет. Общих детей у них нет, так что препятствий для быстрого развода как будто бы не имеется.

Однако инвалиду, как и всем остальным, дали срок для примирения в шесть месяцев. Правда, как он должен был мириться с женой, живущей за тысячи километров от него, не уточнили. Тем не менее, спустя полгода его наконец-то развели. Но при этом обязали выплатить госпошлину размером в три минимальных оклада, что составляет 516 тысяч сумов (около 65 долларов) – сумма для пенсионера почти неподъемная. Надо заметить, что судья не мог не видеть, что перед ним инвалид, который должен быть освобожден от уплаты госпошлины. Но у судей свои резоны.

Теперь герой этой истории подал апелляционную жалобу в Ташгорсуд по гражданским делам и в прокуратуру Учтепинского района, рассчитывая, что решение в части уплаты госпошлины будет отменено, а его гражданские права – восстановлены.

Махалля новым правилам не рада

5 марта 2018 года Довлатова специально зашла в махаллинский комитет «Ракатбоши», чтобы узнать мнение женской половины комитета относительно нового закона.

«Я была приятно удивлена, – говорит правозащитница. – И председатель женсовета Гульчехра, и советница Умида, и секретарь Ирода – все они были солидарны в том, что совершенно напрасно был растянут до года срок примирения. Кроме того, их возмутила идея брать отступные с инициатора развода».

Как сказали Довлатовой женщины из махалли, прежде чем оформить протокол для суда, они тоже назначают супругам срок примирения в три месяца. Иными словами, решив развестись, люди попадают в суд только спустя квартал. А там еще и судья добавит им дополнительно целый год.

В женсовете справедливо говорили о том, что никакими приказами и увещеваниями нельзя принудить людей жить вместе. Особенно если на развод подают мужчины.

«Мы не можем приказать мужчине жить с женой. Раз любви нет, зачем доводить людей до ненависти друг к другу? Ведь у многих дети. Люди хотят разойтись поскорее, им не дают, они нервничают. Дети видят негативные отношения между родителями, и это их травмирует. Так пусть уж лучше супруги разводятся достойно и вовремя», – передает слова женщин правозащитница.

1,5 миллиона отступных

И напоследок – еще одна весьма поучительная история от Татьяны Довлатовой. Наверняка она заставит задуматься многих.

27-летняя Лариса живет с мужем и двумя детьми, постоянных источников дохода у них нет, муж перебивается случайными заработками. Лариса предложила уехать к ее родителям в Россию, где есть хоть какие-то перспективы. Муж категорически отказался ехать с ней, но и отпускать ее с детьми тоже не хочет. Не видя выхода из этой тупиковой ситуации, Лариса в полном отчаянии решила развестись.

Однако не тут-то было. Первое препятствие возникло уже на пороге махаллинского комитета. На собрании свекровь Ларисы кричала, что детей она невестке не отдаст. А кроме того, заявила, что раз Лариса стала инициатором развода, она должна будет заплатить ее сыну полтора миллиона сумов, или примерно двести долларов отступных. И это не говоря уже об остальных расходах, связанных с разводом.

У Ларисы нет полутора миллионов сумов, так что официально разводиться в Узбекистане она не будет. Однако подружки ее говорят, что она будет искать способы, как обойти Указ президента – пусть даже и незаконным образом. Другого выхода, считают они, у нее просто не остается.

Соб.инф.

Международное информационное агентство «Фергана»

Брак — это ответственный момент в жизни любого человека. К сожалению, в последнее время мы часто слышим о различных разводах, то разводятся молодожены, то даже те, у которых по 3-4 детей. Так в чем же причина?

В самой столице Узбекистана органами ЗАГС за январь-июнь 2018 года было зарегистрировано 7,7 тыс. браков и 2,0 тыс. разводов.

Вот вам официальная статистика.

Мы решили предоставить вашему вниманию некоторые проблемы, с которыми сталкиваются многие молодожены.

Проблема №1

Сарпо, завтрак и трусы. Да, возможно грубо звучит, но факт есть факт и его не избежать. Покупают до нижнего белья. При чем иногда придираются, что они не «турецкие», то есть не изготовлены в Турции.

Узбекистан, наверное, одна из тех стран, где «вещественные» отношения превыше человеческих. Конечно же не все такие. Есть люди со здравым смыслом, которые понимают, что вещи не имеют важного значения и отказываются от таких привычек, но таких очень мало.

В Узбекистане был зафиксирован факт, когда одна семья разошлась, потому что утренний завтрак опоздал на полчаса. В целом, родители и родственники считали, что утренний завтрак играет особую роль в семейных отношениях.

Таких проблем в Узбекистане полно.

Проблема №2

Мебель. Отец выдает свою дочь, а мама жениха хочет итальянскую мебель. При этом отец невесты работает учителем и в среднем зарабатывает 1,2 млн сумов в месяц. Средняя итальянская мебель в Узбекистане стоит 10 тыс. долларов США. Откуда преподавателю взять такие деньги? Потом не обижайтесь, если учитель начинает брать взятки за оценки. Вот такая вот ситуация.

Даже если договорятся на простую мебель, то свекровь до конца своих дней будет упрекать невесту в этом.

Проблема №3

Месть. Встречались конкретные факты, когда свекрови начинали мстит своим невестам, только потому что когда-то в прошлом у них не сложилась жизнь.

«Вы знаете как меня мучала моя свекровь. В неделю мне давали по 5 рублей, картошку и лук мы считали пальцами, масло экономили, а эта что (имеет ввиду невесту сына – ред.) Я на работу пешком ходила, экономила, одно платье 5 лет носила. Вообще обнаглела это невестка. Ничего не экономит, подавай ей все бесплатно», — говорит она.

Вот и начинаются различные капризы, ссоры и в результате разводы.

Проблема №4

Независимость. Не зря во всем мире почти все страны отмечают День независимости. Потому что независимость – это важный элемент нашей жизни.

В целом, если оставить жениха и невесту в покое, то все сработает отлично. Они просто будут жить мирно и спокойно.

«Я тебя 9 месяцев в животе таскала, 3 года кормила молоком, обучила, откормила, а ты? Тоже мне. Почему ты жене платье купил? А? Почему я спрашиваю? Ну выбирай. Или я или твоя жена? Ну ка быстро отвези ее домой», — говорит мать.

Что делать бедному мальчику. Конечно же мама для нас священная. Результат – развод.

Проблема №5

Воспитание. В каждой семье свои принципы воспитания. Так вот каким образом вы воспитали своих детей, таким образом они будут вести себя в обществе и семье.

«Ой, я вообще то не знаю, как пользоваться веником. У нас дома только пылесос», — скажет невеста.

«Более того, мой папа каждую неделю покупал по 4-5 килограмма мяса, а вы? Разве можно прожить на килограмм мяса в месяц», — продолжит она.

От этих слов у мамы давление «200 на 300», сын приходит из работы и принципиально разводится со своей женой.

Проблема №6

Измена. В Узбекистане вторую жену найти очень легко, а изменить еще легче. В целом законодательство частично защищает женщину, но наши традиции и менталитет делают мужчину гегемоном.

В результате очень многие семьи распадаются.

Почему изменяют?

Создали семью не по любви, учитывая интересы родителей. Молодожены друг друга хорошо не знают, потому что вчера встретились, а сегодня женились. Жених на принцип изменяет жене, потому что ему не разрешили жениться на своей бывшей девушке. Девушка из «низкого слоя» и типа не современная. С ней скучно жить и т.д.

А по мнению некоторых мужчин, наши предки жили с тремя женами и это оказывается «савоб» (благое дело). Извините, это вообще какой-то беспредел.

В целом, вот такая вот ситуация.

Поверьте, мы привели лишь несколько жизненных фактов. Каким образом будут решаться эти и другие проблемы, покажет время.

Закон есть закон. Махаллинский сход граждан и органы ЗАГС тоже играют свою роль, но пока не изменится мировоззрение жителей, практически все бесполезно.

Забудьте о традициях, хватит ссылаться на менталитет. Просто будьте человеком.

Подумайте о своем будущем и особенно об этих детях, которым нужна родительская любовь.

Ведь в результате разводов появляются полусироты.

Улугбек Акбаров

Вопрос:

Здравствуйте. Вопрос состоит в следующем: Возможно ли развестись в РФ через суд, если:

  1. Оба супруга имеютгражданство Узбекистана;
  2. Муж проживает в РФ, не имея гражданства РФ;
  3. Жена не дает согласия на развод и место жительство ее не известно. (жила в Узбекистане потом уехала и никто не знает куда);
  4. Брак они заключали в Узбекистане.

Спасибо.

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 160 СК РФ расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 402 суды в Российской Федерации вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в Российской Федерации или хотя бы один из супругов является российским гражданином.

В соответствии с п. 1 ст. 29 ГПК РФ иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

Таким образом, гражданин Узбекистана, имеющий регистрацию в Российской Федерации, может подать на развод в Российской Федерации, если его жена ранее проживала или в настоящее время проживает в России.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *