Дата регистрации

Государственная регистрация — это заключительный этап создания юридического лица. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и ведении Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…». Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, уклонение от ее проведения могут быть обжалованы в суд.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в отсутствие такового — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Исходя из п. 2 ст. 54 ГК РФ юрисдикция регистрирующих органов определяется по территориальному принципу. Юридическое лицо приобретает правоспособность только после государственной регистрации. Соответственно, учредительные документы создаваемого юридического лица для третьих лиц имеют значение только после государственной регистрации юридического лица. В то же время действие учредительных документов для учредителей начинается с момента их утверждения или заключения (например, формирование уставного капитала хозяйственного общества начинается с момента принятия решения о создании юридического лица и заключения учредительного договора, но до государственной регистрации, формирование органов управления происходит перед государственной регистрацией в соответствии с утвержденным учредителями уставом). Поэтому обязывать заявителей представлять в регистрирующий орган только подлинник учредительных документов, что зачастую происходит на практике, неправомерно.

ГК РФ предусматривает возможность представления вместо подлинников учредительных документов их нотариально удостоверенных копий (ст. 54).

Что касается иностранных юридических лиц, при регистрации они обязаны доказать, что существуют как таковые в стране своего учреждения, и представить в связи с этим выписку из соответствующего реестра своего государства. С выпиской из такого реестра возникают определенные сложности, так как законодательства целого ряда стран разрешают существование компаний «де-факто», которые подлежат определенному учету или регистрации лишь в случае возникновения такой необходимости.

На основании ст. 54 ГК РФ за совершение действий по государственной регистрации взимается государственная пошлина. Согласно Закону о государственной пошлине (в ред. от 21.03.2002 N 31-ФЗ):

регистрация юридических лиц, в том числе регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, отнесена к объектам взимания государственной пошлины (ст. 3);

установлена единая ставка государственной пошлины за регистрацию юридических лиц и регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, в размере 2000 руб.;

п. 7 ст. 5 Закона определен исчерпывающий перечень субъектов, освобожденных от уплаты пошлины за регистрацию юридических лиц, в который входят:

органы государственной власти,

органы местного самоуправления,

профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в их учредительные документы;

установлено, что пошлина за регистрацию юридических лиц уплачивается до подачи соответствующего заявления (пп. 10 п. 2 ст. 6) и подлежит зачислению в федеральный бюджет (п. 3 ст. 6).

Для отдельных юридических лиц установлен специальный порядок государственной регистрации. Например, торгово-промышленные палаты должны представить (Закон Российской Федерации от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2003)):

заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты;

устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;

протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты;

решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты;

документ об уплате государственной пошлины.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны; передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов; все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины.

В момент представления документов для государственной регистрации непосредственно в регистрирующий орган последним выдается заявителю расписка в получении документов. Расписка содержит перечень и наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, дату получения документов, фамилию, инициалы и должность работника регистрирующего органа, его подпись. Традиционно подобные документы заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в регистрационном деле юридического лица, второй выдается (направляется по почте) заявителю. Указанная расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом и носит доказательственное значение.

С указанной в расписке даты начинается проведение регистрационных действий. Кроме того, с указанной даты начинается исчисление установленного в ст. 8 Закона N 129-ФЗ 5-дневного срока, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация.

При получении документов для регистрации работник регистрирующего органа вносит в журнал (книгу) учета документов, представленных для регистрации, запись о получении документов с указанием наименования создаваемого юридического лица, лица, представившего документы, и сведений об оплате государственной пошлины.

Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц (п. 3 ст. 13 Закона N 129-ФЗ), а также юридических лиц, образованных в результате реорганизации, осуществляется в 5-дневный срок (п. 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

Особо следует отметить, что рассматриваемый срок исчисляется не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни. Срок для проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган. При этом первым днем срока считается день, следующий за днем представления документов в регистрирующий орган.

Решение о государственной регистрации является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр, который ведется на бумажных и электронных носителях.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Именно с моментом государственной регистрации законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение. Права участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли возникают на основании юридического состава, включающего два юридических факта: соглашение и акт регистрации. Значение момента государственной регистрации в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы хозяйственного общества, приобретают силу для третьих лиц. С моментом государственной регистрации связано не только возникновение прав, но и возникновение обязанностей. Например, согласно п. 1 ст. 16 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать один год с момента государственной регистрации общества. С моментом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Не позднее одного рабочего дня с момента внесения в установленном порядке в государственный реестр соответствующих записей о государственной регистрации юридического лица, внесении изменений в учредительные документы либо о реорганизации регистрирующим органом выдается либо направляется по почте заявителю документ, подтверждающий государственную регистрацию. Таким документом является соответствующее свидетельство, форма которого и требования к содержанию установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439. В свидетельстве указаны: наименование регистрирующего органа, выдавшего документ, наименование юридического лица, дата выдачи. Обязательными реквизитами являются дата и государственный регистрационный номер, а также указание на должностное лицо, его подпись и печать регистрирующего органа.

На практике проведение государственной регистрации удостоверяется специальной регистрационной надписью и штампом установленной формы, проставляемыми на оригиналах учредительных документов. При подписании сторонами нескольких экземпляров, например, учредительного договора (договора о создании) штамп о регистрации должен ставиться на всех этих экземплярах.

Регистрирующий орган обязан в срок не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации направить сведения о регистрации в государственные органы, определяемые Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки представления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вновь создаваемые компании самостоятельно определяют сферу своей деятельности, указав соответствующий код в документах, подаваемых в регистрирующий орган. Кроме того, юридические лица обязаны обратиться в органы статистики для присвоения кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Большинство предпринимателей в про­цессе предпринимательской деятельности заключают гражданско-правовые договоры с физическими или юридическими лицами с целью выполнения тех или иных обусловленных договором работ, услуг и других действий. Юридически пра­вильное, грамотное составление договора во многом предоп­ределяет качественное, своевременное его выполнение.

Основные правила составления договора изложены в Письме Комитета Российской Федерации по торговле от 9 ноября 1995 г. № 1-1492/32-21.

1.При намерении заключить контракт следует четко знать, какие цели необходимо достичь при его реализации, и уточ­нить наиболее важные моменты, связанные с его оформлением, подписанием и исполнением. Необходимо предусмотреть главные вопросы предстоящей работы, а затем, переходя от общего к частному, составить примерную поэтапную схему работы и продумать, что и как должно быть сделано на каждом этапе, какие для этого потре­буются конкретные действия, прикинуть возможность риска.

2. Проект предстоящего договора желательно разработать самой заинтересованной стороной, а не получать проект от контрагента. При составлении формулировок условий договора лучше всего привлечь специалистов соответствующего профиля. Если же составляется договор партнером, не исключено, что в нем должным образом не будут учтены все ваши интересы и придется подгонять их под «чужой» договор и, таким образом, ваша инициатива может быть упущена. Кроме того, при этом можно избежать всяких неожидан­ностей, которые могут исходить от вашего контрагента и по его замечаниям можно проследить, в чем именно состоят его интересы, и предотвратить включение в договор нежелатель­ных условий.

3. Если предложение о заключении договора поступает от неизвестного партнера, необходимо как можно больше по­лучить о нем информации. За рубежом предприниматели крайне настороженно отно­сятся к предложениям новых партнеров. И это несмотря на то, что там существуют открытые торговые реестры и даже есть фирмы, которые специализируются на сборе и обработке све­дений о компаниях и отдельных коммерсантах и по запросу могут дать подробности о фирме как таковой (уставный фонд, специализация, годовой оборот, квалификация персонала, об­служивающий банк и т. д.) и даже о биографиях совладельцев предприятия и его руководителей, оценку их деловой репута­ции. дать сведения о судебных процессах и конфликтах, в которых они участвовали, сообщить подробности о поставщи­ках. покупателях, клиентах и др. Необходимо убедиться, что организация, с которой вы собираетесь работать, действительно существует. Для этого следует ознакомиться с ее учредительными документами (ус­тавом. учредительным договором) и свидетельством о регист­рации. Рекомендуется обратить внимание на то, кто является ее учредителями, каков размер ее уставного фонда и сформи­рован ли он, где располагается офис (а не просто так называемый юридический адрес», в каком банке организация обслуживает­ся. ее финансовое положение и коммерческая репутация. Через партнеров, контрагентов, банкиров следует собрать о ней и ее руководителях как можно больше информации.

4. При подписании договора необходимо убедиться, что представитель контрагента имеет юридическое право и пол­номочия на подписание документа. Поэтому, вступая в пе­реговоры с представителями коммерческой организации о заключении договора, необходимо проверить полномочия представителя. Отсутствие соответствующих полномочий и подписание договора таким представителем может повлечь впоследствии невозможность получить оплату за поставленные товары или добиться возврата выплаченных сумм за товары, либо товары будут поставлены не в полном объеме или с существенными недостатками. Как показывает практика, нередко недобросовестные контрагенты, не желая исполнять свои обязательства по дого­вору и нести ответственность, объявляют о том, что лицо, подписавшее договор, соответствующих полномочий не имело (это один из самых распространенных способов мошенничест­ва). Для того чтобы такого не случилось, необходимо удосто­вериться в личности представителя, для чего корректно попро­сить его представить соответствующие документы. Если представителем контрагента выступает директор пред­приятия, который действует без доверенности, необходимо ознакомиться с приказом о его назначении либо (это в основ­ном касается государственных предприятий) ознакомиться с протоколом собрания учредителей предприятия (для коммер­ческих организаций). В отношении последних следует обра­тить внимание на следующее. В последнее время зачастую на некоторых предприятиях, особенно там, где директор работает по найму, учредители в той или иной степени ограничивают его полномочия и предоставляют ему их только с согласия правления, Совета директоров, собрания учредителей и т. д. Например, в уставе организации, в разделе «Компетенция ди­ректора» может быть указано, что директор вправе совершать сделки на сумму свыше 10 тыс. руб. только с согласия Совета директоров предприятия. Поэтому следует ознакомиться с со­ответствующим разделом устава организации-контрагента и убедиться, что полномочия директора не ограничены. В том случае, если представитель действует по довереннос­ти, следует проверить, есть ли на доверенности подпись руко­водителя организации и ее печать, какого числа она выдана (если дата не указана, то доверенность вообще недействитель­на). срок ее действия, объем полномочий по доверенности.

5. Приступая к работе по формулированию условий дого­вора. нельзя допускать двусмысленности, нечеткости фраз. В договоре имеет значение каждое слово. Если непонятно, что означает тот или иной термин, какой смысл несет то или иное словосочетание, фраза и т. д., надо выяснить это с привлече­нием специалистов. Следует иметь в виду. что впоследствии в случае спора по условиям исполнения договора контрагент будет пытаться любую неточную формулировку в договоре интерпретировать в свою пользу. Более того, партнер может специально включить в договор неясные (но хорошо понятные ему самому) формулировки и положения, в которых ваши интересы могут быть ущемлены. Весьма часто допускаются неточности при применении в договорах юридических торговых международных терминов, в частности, определяющих базисные условия поставки. При отсутствии в договоре положений, разъясняющих, что стороны имели в виду, могут возникнуть трудности при разре­шении споров, в частности, по вопросу о моменте, в который товар считается поставленным, и о моменте перехода риска с продавца на покупателя.

6. При формулировании условий об обстоятельствах, осво­бождающих от ответственности (так называемых «форс-мажорных оговорок»), следует учитывать последствия той или иной формулировки, что может привести к снижению или повышению имущественной ответственности стороны договора. При включении в договор оговорки, предусматривающей конкретный перечень обстоятельств, наступление которых освобождает от ответственности при нарушении обязатель­ства, арбитражные суды, как правило, принимают решения о взыскании со стороны убытков, явившихся следствием обстоя­тельств, находившихся вне контроля, если они не предусмот­рены перечнем, содержавшимся в договоре.

7. Когда проект договора будет готов, его необходимо еще раз просмотреть для того, чтобы уловить двойной смысл какой-либо фразы или увидеть какое-нибудь упущение и т. д. Любой договор — правовой документ, и нельзя составлять его без участия компетентных специалистов. А юрист должен разъяснить правовые последствия тех или иных его условий, предложить новые варианты какого-либо пункта и т. д. Поэтому до подписания договора необходимо, чтобы его просмотрел и завизировал юрист.

8. Многие предпринимательские структуры широко ис­пользуют различные формы договоров, образцы которых предлагаются в настоящее время в различных сомнительных сборниках и рекомендациях. Наряду с очень краткими договорами, содержащими мини­мум условий (предмет договора, включающий наименование и количество товара, цена с указанием базиса поставки, требо­вания к качеству, срок поставки, условия платежа), нередко заключаются многостраничные очень подробные договоры, предусматривающие значительное число дополнительных ус­ловий. Заключение кратких договоров требует от организации четкого представления о том, чем будут восполняться пробелы договора.

Арбитражная практика показывает, что об этом, к сожалению, часто забывают и это приводит к нанесению ущерба. В то же время анализ многостраничных подробных договоров не всегда приводит к положительным результатам. Во-первых, нередко такие договоры составляются по тра­фарету, недостаточно учитывающему вид товара, являющегося Предметом купли-продажи или другого вида сделки. Практи­чески одинаковые условия предусматриваются как в отноше­нии всех видов массы продовольственных и промышленных товаров, так и в отношении машин и оборудования. Во-вторых, договоры примерно одинакового содержания составляются независимо от того, с каким партнером они заключаются. В-третьих, стремление предусмотреть в договоре условия на все случаи, которые могут возникнуть при его исполнении, осложняет, с одной стороны, переговоры при заключении до­говора, а с другой — приводит к отягощению договора боль­шим числом общих и порой не лучших положений. К тому же, как показывает практика, все предусмотреть в контракте не­возможно. Надо учитывать, что универсальной формы, спо­собной надежно обезопасить вас и ваш бизнес, не существует. Договор — акт строго индивидуальный, и составлять его над­лежит для каждого случая отдельно.

СТРУКТУРА ДОГОВОРА

Любой договор условно можно разделить на четыре части: I. Преамбулу (или вводную часть). 2. Предмет договора. 3. Дополнительные условия договора. 4. Прочие условия договора.

1.Преамбула (или вводная часть)

1. Наименование договора (договор купли-продажи, поставки, комиссии, транспортных услуг, аренды, совместной деятельности и пр.). Точное название договора дает понять, какие он определя­ет правоотношения. Однако необходимо помнить, что сущ­ность договора вытекает не из названия, а из его содержания. Но, если название отсутствует, договор сначала следует прочи­тать, чтобы понять, о чем он, а уж затем разбираться с ним по существу. 2. Дата подписания договора. Она включает число, месяц и год подписания. Со всеми этими реквизитами связано пра­вильное установление момента заключения договора и окон­чания срока его действия, а значит, и определенные юридичес­кие последствия. 3. Место подписания договора (город или населенный пункт). Указание на место совершения сделки — не простая фор­мальность, оно имеет иногда большое юридическое значение. По законодательству того места, где совершается сделка, опре­деляются: а) правоспособность и дееспособность лиц, заклю­чивших сделку, б) форма сделки, в) обязательства, возникшие из сделки. 4. Полное фирменное наименование контрагента, под ко­торым последний зарегистрирован в реестре государственной регистрации, а также сокращенное название сторон по догово­ру («Заказчик», «Покупатель», «Арендатор» и пр.). 5. Должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписы­вающих договор, указания на их полномочия на подписание договора.

2. Предмет договора

Данная часть договора содержит его существенные условия: 1. Предмет договора, т. е. о чем конкретно договариваются стороны. 2. Обязанности и права стороны по договору. 3. Обязанности и права второй стороны по договору. 4. Цена договора и порядок расчетов и др. 5 Срок выполнения сторонами своих обязательств. Конкретное содержание этих условий зависит от вида дого­вора и от конкретной ситуации его заключения

3.Дополнительные условия договора

Настоящий раздел включает в себя условия, которые не обязательно предусматривать в каждом договоре, но которые тем не менее существенно влияют на реализацию прав и обя­занностей сторон. 1 Срок действия договора. Его необходимо указать, даже если названы сроки выпол­нения сторонами обязательств. Это обусловлено тем, что надлежит знать. когда договор прекращает свое действие и когда можно будет предъявить соответствующие требования к конт­рагенту. 2. Ответственность сторон. Она обеспечивает исполнение обязанностей сторонами в случае нарушения условий договора одной из них. Обычно здесь определены различного рода санкции в виде пени, не­устойки штрафа, уплачиваемых контрагентом, не выполнив­шим своих обязательств в отношении одного из согласован­ных условий. При составлении договора можно предложить следующую методику определения ответственности: против каждой обя­занности стороны должна быть предусмотрена соответствующая ответственность, в основном в виде штрафной неустойки. Это означает, что убытки при ненадлежащем исполнении обя­зательств контрагента могут быть взысканы с него сверх не­устойки. Помните, что если такой вид ответственности отсут­ствует, неустойка является зачетной и убытки с контрагента можно будет взыскать в части, не покрытой неустойкой. 3 Способы обеспечения обязательств. Российское гражданское законодательство предусматрива­ет следующие основные способы обеспечения обязательств: неустойка, залог, удержание имущества должника, поручи­тельство, банковская гарантия, задаток. Кроме этого, могут быть предусмотрены и другие способы, предусмотренные за­коном или договором. 4. Основания изменения или расторжения договора в од­ностороннем порядке. 5. Условия о конфиденциальности информации по дого­вору. 6. Порядок разрешения споров между сторонами по дого­вору. Все споры между сторонами разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в арбитражном суде. Однако стороны могут установить и иное положение, в частности, предусмотреть разбирательство споров не в арбит­ражном, а в третейском суде, создаваемом либо самими сторо­нами, либо в соответствии с регламентом какого-либо посто­янно действующего третейского суда. 7. Особенности перемены лиц по договору. В этом пункте можно предусмотреть, что уступка права требования по договору может быть осуществлена только с согласия должника.

4. Прочие условия договора

Эти условия могут включать следующие вопросы: 1. Законодательство, регулирующее отношения сторон (особенно это важно для внешнеторговых контрактов). 2. Особенности согласовании связи между сторонами. Здесь для каждой стороны указываются: а) лица, полномочные давать информацию и решать воп­росы, относящиеся к исполнению договора. 3. Судьба преддоговорной работы и ее результатов после подписания договора. Данный пункт содержит положение, в соответствии с кото­рым стороны устанавливают, что после подписания настоящего договора все предварительные переговоры по нему, перепис­ка, предварительные соглашения и протоколы о намерениях теряют силу. 4. Реквизиты сторон: а) почтовые реквизиты; б) местонахождение (адрес) предприятия; в) банковские реквизиты сторон (номер расчетного счета, учреждение банка, код банка, МФО или данные РКЦ); г) отгрузочные реквизиты (для железнодорожных отпра­вок, для контейнеров, для мелких отправок). Особое внимание уделите наличию и правильности сведе­ний, касающихся банковских реквизитов вашего контрагента, так как без них вам очень трудно будет взыскать убытки. 5 Количество экземпляров договора.

6. Подписи сторон с приложением каждой организации (предприятия).

Другое немаловажное обстоятельство в том, что сумма воз­награждений, выплаченных другой стороне по гражданско-правовым договорам, включается в состав затрат по производству и реализации продукции, что в свою очередь связано с размером налогооблагаемого дохода и размером налога и иных обязательных платежей.

Так как в состав затрат входит сумма вознаграждения, вы­плачиваемая заказчиком исполнителю работ по договору под­ряда — есть необходимость подробно остановиться на характеристике данного договора.

ДОГОВОР ПОДРЯДА

Понятие договора подряда. По договору подряда одна сторона-подрядчик обязуется за свой риск выполнить о оделенную работу по заданию заказчика из его или своих сериалов, а другая сторона — заказчик обязуется принять работу и оплатить eе.

Элементы договора подряда. Сторонами договора подряда выступают подрядчик (исполняющий работу) и заказчик (которому передается готовый результат).

В соответствии с действующим гражданским законодатель­ством сторонами могут быть как граждане, так и предприятия (организации, учреждения), т. е. юридические лица.

Предмет договора подряда. Предмет составляет материальный (овеществленный) и индивидуально-определенный результат работы подрядчика.

Цена договора. Цена определяется стоимостью выполненных подрядчи­ком работ. Обычно она выражается в денежной сумме, хотя закон не запрещает производить оплату в натуре, например, в сельскохозяйственном производстве. При выполнении сложных, длительных по срокам испол­нения, дорогостоящих работ может составляться их смета, т. е. разбивка всех отдельных этапов или видов работ, материалов и других затрат с их общей (окончательной) оценкой.

Срок договора. Устанавливается соглашением сторон и может предусмат­ривать также срок начала работы и промежуточные сроки ее исполнения, позволяющих заказчику контролировать ход ра­боты. При несвоевременности начала работы либо медленном ее исполнении, делающим заведомо невозможным окончание ее к установленному сроку, заказчик получает право на одно­сторонний отказ от договора и возмещение причиненных ему убытков.

Дата государственной регистрации юридического лица: где посмотреть?

Актуально на: 16 апреля 2018 г.

Дата регистрации юридического лица – это дата внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующим органом (п. 2 ст. 51 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). А сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются публичными и открытыми для всеобщего ознакомления за некоторым исключением (п. 1 ст. 6 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Поэтому если вам нужно узнать дату регистрации юрлица (к примеру, потенциального бизнес-партнера, с которым предполагается долгосрочное сотрудничество), то проще всего это сделать, запросив выписку из ЕГРЮЛ. Причем если такую выписку вы берете исключительно для собственного ознакомления, то получить ее вы можете в электронном виде прямо в день запроса.

Дата регистрации юридического лица по ИНН

На сайте ФНС есть сервис «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» (п. 8 ст. 6 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Чтобы получить сведения о юридическом лице, нужно ввести в строке поиска ОГРН компании либо ИНН.

Если же ни тот, ни другой номер вам неизвестен, то найти юридическое лицо можно по наименованию. В этом случае сервис предлагает сразу же ввести и регион места нахождения компании. Ведь при наличии в ЕГРЮЛ нескольких записей об организациях с такими же названиями, как у интересующей вас фирмы, в результаты поиска попадут они все. И если наименование у юрлица из категории часто встречающихся, то выбрать нужное без указания субъекта РФ будет не так-то просто.

К примеру, в ЕГРЮЛ содержится более 100 записей о разных обществах с ограниченной ответственностью под названием «Метелица».

В какой графе выписки искать дату регистрации

Выписка, загруженная с сайта ФНС, как правило, состоит из нескольких листов и информации в ней может быть довольно много. Разберемся, где посмотреть дату государственной регистрации юридического лица.

Информация об организации представляется в таблице так: сначала идет подраздел «Наименование», затем «Адрес (место нахождения)», потом «Сведения о регистрации». Сведения о регистрации обычно включают в себя способ образования компании, ОГРН и дату регистрации. Вот эта дата вам и нужна.

Если организация была зарегистрирована до 1 июля 2002 года, то есть до того, как начал действовать Закон N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», то в выписке из ЕГРЮЛ будет отдельно указана дата присвоения ОГРН и дата регистрации до 1 июля 2002 года. Последняя и есть дата регистрации юрлица, ведь присвоение компании ОГРН (в период с 01.07.2002 до 01.01.2003) не означало перерегистрацию компании.

Вопрос от читателя Клерк.Ру Андрея (г. Москва)

Наше ООО зарегистрировано в ИФНС №23 по адресу, располагающемуся в ЮВАО. С декабря 2009 года наше ООО заключило договор аренды помещения на территории ЦАО г.Москвы. В декабре 2009 года также были получены необходимые разрешения на ведение хозяйственной деятельности по новому месту. Но деятельность фактически не осуществляется (не установлено и не протестировано необходимое для осуществления хозяйственной деятельности программное обеспечение, отсутствует оборудование).

Вопрос:

1. Возникает ли у ООО обязанность по постановке на учёт в налоговых органах в связи с арендой помещения в ЦАО?

2. Где можно получить информацию — в каком налоговом органе необходимо встать на учёт (в ЦАО арендовано помещение на ул. Стройковская)?

📌 Реклама Отключить

3. С какого момента у ООО возникает обязанность по постановке на учёт обособленного помещения? Каким образом можно оформить внутри ООО факт введения обособленного подразделения в действие?

4. Отсутствие работника (отсутствие в штате и отсутствие договоров), который может осуществлять деятельность ООО по местонахождению обособленного подразделения (после организации рабочего места), может ли являться причиной не направления в налоговый орган информации о постановке на учёт по местонахождению обособленного подразделения?

Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (абз. 20, п.2, ст. 11 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТрК РФ).

Налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 2 ст. 23 НК РФ).

1. Сама по себе аренда помещения не влечет автоматического создания рабочих мест, следовательно и не влечет необходимости постановки на учет в качестве обособленного подразделения.

2. На сайте налоговой инспекции есть ссылка на их сервис по поиску своей налоговой инспекции. http://service.nalog.ru:8080/addrno.do

3. Обязанность по постановке на учет возникает с момента оборудования стационарных рабочих мест. Очевидно, что как только организация создаст рабочее место на срок более 1 месяца, с этого момента возникает обязанность сообщить в налоговую о создании обособленного подразделения. На мой взгляд, никаких дополнительных действий по введению в работу обособленного подразделения делать не нужно.

📌 Реклама Отключить

4. Если работник отсутствует, соответственно можно говорить о том, что рабочие места не оборудованы и необходимость извещать налоговую о создании обособленного подразделения нет.

Получить персональную консультацию по регистрации и перерегистрации фирм в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях специалиста.

Выписка ЕГРЮЛ

С помощью сервиса Контур-Фокус Вы за один клик получите свежую выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Структура выписки из ЕГРЮЛ

Сведения, содержащиеся в выписках ЕГРЮЛ, состоят из 35 разделов:

  1. Основные сведения о юридическом лице.
    ИНН, ОГРН, сокращенное и полное наименование, фирменное наименование, наименование на иностранном языке и/или наименование на одном из языков народов РФ (если указаны в учредительных документах), организационно-правовая форма (ООО, АО и т.д.) и статус (действующее, в процессе ликвидации или банкротства, ликвидировано…; подробнее о статусе ниже).
  2. Адрес места нахождения юридического лица.
    Помимо юридического адреса, может быть указан телефон и факс организации, а также e-mail.
  3. Сведения об уставном капитале.
    Размер уставного капитала в рублях. Минимум 10 000 р. Для некоторых некоммерческих и государственных предприятий может быть равен 0.
  4. Сведения о долях в уставном капитале OOO, принадлежащих обществу
    Раздел заполнен в том случае, если ООО выкупило долю с своём же уставном капитале. Некоторыми несознательными гражданами может использоваться при юридически грамотном “сливании” фирмы на номинальное лицо.
  5. Сведения о стоимости чистых активов AO
    Раздел заполняется только для акционерных обществ (АО, ПАО, ОАО, ЗАО).
  6. Сведения о том, что общество находится в процессе уменьшения уставного капитала
    Данный раздел заполнен в очень редких случаях.
  7. Сведения о состоянии юридического лица
    Уточняется статус из 1-го раздела: в каком подразделении ФНС организация состоит на учёте.
  8. Сведения об образовании юридического лица
    Здесь указана дата образования организации, способ образования и место первичной регистрации.
  9. Сведения о прекращении деятельности
    Заполняется если организация прекратила существование: ликвидация, банкротство, слияние и т.д.
  10. Сведения об учредителях – Российских ЮЛ
    Указаны учредители-юрлица РФ, приведены полное наименование, ИНН, ОГРН и юридический адрес. Для каждого учредителя указана величина доли в рублях и дата вступления в долю.
  11. Сведения об учредителях – иностранных ЮЛ
    Указаны учредители-иностранные организации: наименование (на русском и/или на английском языке), адрес регистрации, регистрационный номер (если есть). Для каждого учредителя указана величина доли в рублях и дата вступления в долю.
  12. Сведения об учредителях – физических лицах
    Указаны учредители-физлица. Для физических лиц иногда указан ИНН (примерно 30%). Для каждого учредителя указана величина доли в рублях и дата вступления в долю.
  13. Сведения об учредителях – РФ (ЮЛ управляющее долей собственника)
  14. Сведения об учредителях – РФ (ФЛ управляющее долей собственника)
  15. Сведения об учредителях – Субъект РФ (ЮЛ управляющее долей собственника)
  16. Сведения об учредителях – Субъект РФ(ФЛ управляющее долей собственника)
  17. Сведения об учредителях – Муниципальное образование(ЮЛ управляющее долей собственника)
  18. Сведения об учредителях – Муниципальное образование(ФЛ управляющее долей собственника)
  19. Сведения об учредителях – ПИФ (ЮЛ управляющее долей собственника)
  20. Сведения об учредителях – ПИФ (ФЛ управляющее долей собственника)
    Эти разделы заполняются в том случае, если имеет место управление долей собственника третьим лицом.
  21. Сведения о держателе реестра акционеров АО
    Раздел заполняется для АО, у которых ведением реестра акционеров занимается специализированная фирма – реестродержатель. Состав акционеров недоступен для третьих лиц, за исключением случаев, когда требуется раскрытие информации о крупных акционерах (более 5%) в рамках ежеквартальной отчётности эмитента ценных бумаг.
  22. Сведения о юр.лицах – предшественниках при реорганизации
    В случае, если предприятие создавалось путем слияния, то в этом разделе указываются предшественники: их наименование, ИНН и ОГРН.
  23. Сведения о юр.лицах – преемниках при реорганизации
    В случае, если организация была поглощена другой фирмой, то в разделе указываются преемники: наименование, юр.дрес, ИНН, КПП, ОГРН и налоговой орган, где произошла регистрация реогранизации.
  24. Сведения о физ.лицах, имеющих право действовать без доверенности
    В разделе указывается руководитель фирмы: директор или генеральный директор, президент, председатель и т.п. Может быть указано два лица, например, директор и заместитель (или главбух) – если это прописано в Уставе организации.
  25. Сведения об управляющей компании
    Если руководство организацией осуществляет другое юр.лицо, основные сведения по нему (наименование, юр.дрес, ИНН, КПП, ОГРН) приводятся в разделе.
  26. Сведения о филиалах юр.лица
    В разделе перечислены филиалы компании, адреса филиалов, телефоны.
  27. Сведения о представительствах юр.лица
    В разделе перечислены представительства компании, адреса представительств, телефоны.
  28. Сведения о видах экономической деятельности
    Основной и дополнительные виды деятельности с указанием кода ОКВЭД и расшифровкой кода.
  29. Сведения о постановке на учет в налоговом органе
    Информация о том, в какой налоговой и с какого момента предприятие стоит сейчас на учёте.
  30. Сведения о регистрации в ПФ России
    Регистрационный номер в территориальном органе Пенсионного Фонда, дата постановки на учёт (снятия).
  31. Сведения о регистрации в ФСС России
    Регистрационный номер в территориальном исполнительном органе ФСС, дата регистрации в фонде, ФСС.
  32. Сведения о регистрации в ФОМС России
    Номер в фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) и дата регистрации в фонде.
  33. Сведения о лицензиях
    Если предприятие имеет лицензии, то указывается номер лицензии, лицензирующий орган, предмет лицензии, дата выдачи и срок действия.
  34. Сведения о записях в ЕГРЮЛ
    В разделе зафиксированы все регистрационные действия с организацией: от первичной регистрации и внесения последующих изменений, до ликвидации фирмы. По каждому действию указана ГРН (государственный рег.номер события), дата, тип события, код налоговой, где происходила его регистрация. Тип события описан очень кратко – например, это внесение изменений, связанное либо не связанное с изменением в учредительных документах.
  35. Сведения о выданных свидетельствах
    Указаны номера и даты выдачи свидетельств о внесении изменений, а также свидетельств о присвоении ИНН, ОГРН.

Пример выписки ЕГРЮЛ:

ЕГРЮЛ, стр.1-2ЕГРЮЛ, стр.3-4ЕГРЮЛ, стр.5-6ЕГРЮЛ, стр.7-8

Скачать пример выписки ЕГРЮЛ

Статусы юр.лица

Юридическое лицо может иметь один из перечисленных ниже статусов (1 и 7 раздел выписки):

  • Действующее
  • Исключен из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 №129-ФЗ (юрлицо в течении 12 мес. не представляло отчетности и не осуществляло операций по банковским счетам)
  • Исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица
  • Ликвидировано
  • Ликвидировано вследствие банкротства
  • Ликвидировано по решению суда
  • Прекратило деятельность (Ликвидация юридического лица)
  • Прекратило деятельность (Ликвидация некоммерческой организации по решению суда)
  • Некоммерческая организация ликвидирована по решению суда
  • Находится в стадии ликвидации
  • Находится в процессе реорганизации в форме слияния
  • Находится в процессе реорганизации в форме преобразования
  • Юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме преобразования
  • Находится в процессе реорганизации в форме присоединения (прекращает деятельность после реорганизации)
  • Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других ЮЛ
  • Юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц
  • Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому ЮЛ
  • Юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу
  • Юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме выделения
  • Прекратило деятельность (Ликвидация юридического лица)
  • Прекратило деятельность (Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме преобразования)
  • Прекратило деятельность (Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения)
  • Прекратило деятельность (Прекращение деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства)
  • Прекратило деятельность (Прекращение деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ)
  • Прекратило деятельность в связи с приобретением главы КФХ статуса ИП
  • Прекратило деятельность при присоединении
  • Прекратило деятельность при преобразовании
  • Прекратило деятельность при слиянии
  • Прекратило деятельность (Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме слияния)
  • Принято решение о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ
  • Регистрация признана недействительной по решению суда
  • Регдело передано в другой регорган
  • Исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности
  • Регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности)
  • Регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (недействующее юридическое лицо)

История изменений

Все изменения в регистрационных данных (смена руководства, изменение юр.адреса, изменение состава или долей учредителей, изменение названия или организационно-правовой формы и др.) запоминаются и показываются в разделе “История”.

Лента выписок

В ленте показаны все запрошенные Вами выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Лента выписок

Порядок ведения реестра в ФНС

Ведение реестра юридических лиц регламентируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и поручено Федеральной налоговой службе. Работа с реестром ведется на нескольких “уровнях”:

Местный уровень – ответственной за ведение реестра является налоговая инспекция, именно в инспекцию руководители организаций подают соответствующие заявления о регистрации юр.лица, реорганизации, внесения изменений в уставные документы и т.п.

Региональный уровень – Управление ФНС, аккумулирует все данные из инспекций и передаёт их на федеральный уровень.

Федеральный уровень – ФНС Москва, ведет полный реестр всех юридических лиц России. Именно из реестра федерального уровня получает информацию сервис Контур.Фокус.

По нашему опыту работы с реестром, срок передачи данных с местного уровня на федеральный составляет от 1 до 4 недель.

Пересечение данных с Росстатом

Данные о предприятиях (состав учредителей и их доли) сервис Контур.Фокус получает также из Росстата. В том случае если эти данные расходятся с информацией из ФНС – отображаются и те и другие.

Росстат учредители

Приоритетом пользуются сведения из ФНС, т.к. изменения вносятся через несколько дней после подачи заявления о государственной регистрации изменений в учредительные документы (форма № Р13001) в налоговую инспекцию. А в Росстате сведения актуализируются раз в год – во время представления годовой бухгалтерской отчетности организациями.

Ограничения на предоставление информации

Доступ к перечисленной ниже информации НЕ может быть предоставлен:

  • паспортные данные учредителей (участников)
  • паспортные данные руководителя
  • сведения о банковских счетах

Данную информацию может получить в налоговой инспекции только организация при оформлении запроса на саму себя. При этом запрос должен быть подписан руководителем организации, либо уполномоченным на то лицом, а так же заверен круглой печатью юридического лица.
(ст.6 Федерального закона 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”)

Периодичность обновления

Ежедневно

Основные пути преобразования компаний

Задание 1

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся:

хозяйственные товарищества, производственные кооперативы;

государственные унитарные предприятия;

муниципальные унитарные предприятия;

учреждения, финансируемые собственниками.

Задание 2

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности, относятся:

хозяйственные общества;

государственные и муниципальные унитарные предприятия;

потребительские кооперативы;

производственные и потребительские кооперативы.

Задание 3

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют обязательственных прав, относятся:

учреждения, финансируемые собственниками;

государственные унитарные предприятия;

общественные и религиозные организации;

общественные и дочерние предприятия.

Задание 4

Правоспособность юридического лица возникает в момент:

принятия решения о его создании;

открытия счета в банке;

начала его деятельности;

Его создания.

Задание 5

Правоспособность юридического лица прекращается в момент:

завершения его ликвидации;

объявления его банкротам;

объявления о его реорганизации;

начала работы комиссии по его ликвидации.

Задание 6

Коммерческие организации – это организации:

не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли;

преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

созданные в целях проведения благотворительной деятельности;

созданные в целях отправления культовых обрядов.

Задание 7

Некоммерческие организации – это организации:

Не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не

распределяющие и не распределяющие прибыль между ее участниками;

имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли;

имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, но не распределяющие


прибыль между ее участниками;

участники которых постоянно занимаются предприниматилельской деятельностью.

Задание 8

Коммерческие организации создаются в форме:

потребительских кооперативов;

государственных и муниципальных унитарных предприятий;

общественных и религиозных организаций;

благотворительных и иных фондов.

Задание 9

Некоммерческие организации создаются в формах:

унитарных предприятий;

хозяйственных товариществ;

потребительских кооперативов;

производственных кооперативов.

Задание 10

Моментом создания ЮЛ являются:

приобретение обособленного имущества;

открытие лицевого счета;

выступление в суде в качестве ответчика по совершенным сделкам;

Его государственная регистрация.

Задание 11

ЮЛ считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента:

составления разделительного баланса;

назначения судом внешнего управляющего юридическим лицом;

государственной регистрации вновь возникших юридических лиц;

вынесения решения уполномоченных государственных органов или суда о его разделении.

Задание 12

При реорганизации ЮЛ в форме присоединения к нему другого ЮЛ первое из них считается реорганизованным с момента:

внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного ЮЛ;

государственной регистрации вновь созданного юридического лица;

подписания передаточного акта;

утверждения новых учредительных документов ЮЛ.

Задание 13

ЮЛ может быть ликвидировано по решению:

органа, осуществляющего государственную регистрацию этого ЮЛ;

его учредителей;

органа местного самоуправления;

органа государственной исполнительной власти.

Задание 14

Срок подачи заявления с требованиями кредиторов с момента публикации о ликвидации ЮЛ не может быть менее:

10 дней;

одного месяца;

двух месяцев;

трех месяцев.

Задание 15

Выплата кредиторам пятой очереди, установленной ст. 64 ГК РФ, производится со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса по истечении:

трех месяцев;

двух месяцев;

десяти дней;

Одного месяца.

Развитие организационной зрелости компаний

Задание 1

Организационная структура управления представляет собой:

совокупность элементов организации (должностей и структурных подразделений), участвующих в управленческой деятельности, и связей между ними;

перечень структурных подразделений и штатных единиц организации с указанием их должностных обязанностей;

технологию выполнения работ по проекту в увязке с системой ответственности за эти работы;

соответствие организационной структуры принятым отраслевым нормам и стандартам.

Задание 2

Организационная структура управления определяется:

системой властных, административных полномочий;

системой административных функциональных полномочий и горизонтальных отношений;

системой оплаты труда;

управлением проектом.

Задание 3

Команда управления проектом представляет собой:

совокупность участников проекта, осуществляющих не только управленческую, но и исполнительскую, предметную деятельность на основе командного принципа;

совокупность исполнителей, осуществляющих горизонтальную интеграцию деятельности в рамках функциональной организационной структуры;

единый орган управления проектом, представляющий собой совокупность сотрудников, осуществляющих управленческую деятельность на основе командного принципа организации взаимодействия между собой;

выделенная организационная структура.

Задание 4

К общим принципам выбора и построения организационной структуры управления проектом относятся:

соответствие организационной структуры системе взаимоотношений участников проекта;

соответствие организационной структуры содержанию проекта;

соответствие организационной структуры бюджету проекта;

соответствие организационной структуры окружению проекта;

соответствие организационной структуры принятым отраслевым нормам и стандартам.

Задание 5

Организационная структура управления проектом, вынесенная за рамки материнской структуры организации, — это:

всеобщее управление проектами;

проектно-матричная структура;

механистическая структура;

управление по проектам;

выделенная организационная структура.

Задание 6

Организационная структура управления проектами, вынесенная за рамки материнских структур организаций, осуществляющих управление проектами на паритетной основе, — это:

двойственная организационная структура;

проектно-матричная структура;

всеобщее управление проектами;

механистическая структура;

управление по проектам.

Задание 7

Организационная структура управления проектами, реализуемая в рамках материнской структуры организации для управления одним или несколькими проектами с глубокой интеграцией проектной и материнской структур, — это:

двойственная организационная структура;

проектно-матричная структура;

всеобщее управление проектами;

управление по проектам;

механистическая структура.

Задание 8

Организационная структура управления проектами, совпадающая с материнской структурой, вся деятельность которой состоит из деятельности по управлению проектами, — это:

двойственная организационная структура;

всеобщее управление проектами;

проектно-матричная структура;

управление по проектам;

выделенная организационная структура.

Задание 9

Схема «управление — функция генерального подрядчика» представляет собой:

двойственную организационную структуру;

всеобщее управление проектами;

сложную организационную структуру;

управление по проектам;

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *